Олег Александрович Свиридов

доктор экономических наук, профессор,
ректор Оренбургского государственного
института менеджмента
Ильмира Захитовна Товышева
начальник учебно-методического управления Оренбургского государственного института менеджмента

Региональная независимая система оценки качества образовательных учреждений должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона. В данной статье рассматривается модель независимой системы оценки качества образовательного учреждения, основанная на современной модели системы качества, разработанной Европейской сетью гарантии качества (ENQA), Стандартов по менеджменту качества
серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).


Ключевые слова: независимая система оценки качества образовательных учреждений, европейская сеть гарантии качества (ENQA), модель системы качества, стандарт по менеджменту качества серии ISO 9000:2000

В самарской области [3] принцип концентрации ресурсов в процессе оптимизации сети реализуется через создание ресурсных центров профессионального образования (рЦПО) - учреждений нПО/сПО, обладающих уникальной ресурсной базой для подготовки специалистов определенного профиля и оказывающих образовательные услуги с использованием этой базы учащимся других уПО. стратегическая цель рЦПО - повышение конку рентоспособности региональной экономики путем подготовки актуальных кадров, востребованных региональной экономикой. Выбор направлений профессиональной подготовки в рЦПО основан на перечне приоритетных отраслей экономики и сфер развития региона (например, в самарской области это определено Программой экономического и социального развития до 2008 г.). Важным условием при этом становится изучение и гибкое реагирование на требования рынка труда.

В большом городе проблемы, стимулирующие к изменениям сети, другого порядка: обычно это избыточное количество структурных единиц (например, учреждений дополнительного образования с низкой ресурсообеспеченностью, «элитарных» учебных заведений), неравномерное распределение образовательных ресурсов по территории города (например, острая нехватка детских садов и мест в начальной школе в районах-новостройках и пустующие школьные здания в центре города, где в основном остались одни пенсионеры), наличие пользующихся повышенным спросом учебных заведений с хорошей репутацией и «историей», не могущих удовлетворить растущий спрос в силу ограниченности имеющейся базы.

В городских образовательных сетях принципы и модели модернизации во многом определяются масштабом городского поселения:
а. малый город, поселок городского типа. Б. крупный город.


В отличие от сельских населенных пунктов, в городах, даже маленьких, существует сеть общеобразовательных школ. как правило, это полные школы, независимо от количества учащихся в них. Эффективная организация этих сетей состоит в разделении школ по уровням образования. Это означает введение независимо действующих школ начального, основного и полного образования. если в сельской местности это, как правило, невозможно, то в условиях городской образовательной сети совершенно реально выделить школы - ступени. Такая организация структуры сети позволяет обеспечить:

 

В самарской области [4] действуют следующие принципы модернизации сетей сельских школ:

1. максимальное сохранение в населённых пунктах начальных школ и организация дошкольного образования.

2. Программы основного общего образования реализуются в относительно крупных поселениях, где возможен подвоз учеников из малочисленных населенных пунктов.

3. Все учащиеся завершают общее среднее образование в крупных, хорошо организованных и оснащенных школах - образовательных центрах, которые формируются в крупных населенных пунктах и принимают старшеклассников из подведомственной территории.

4. альтернативой неэффективных малокомплектных школ выступает система организованной доставки учеников - школьный автобус.

Ильмира Захитовна Товышева
соискатель кафедры менеджмента Российского государственного университета туризма и сервиса,

г. Москва Научный руководитель - доцент экономических наук, профессор, Попова Рита Юрьевна

В данной статье представлена аналитическая оценка существующих моделей модернизации общеобразовательных сетей в субъектах РФ. Автором обоснован ряд условий, оказывающих стимулирующее воздействие на собственников образовательных сетей (муниципалитеты) и способствующих проведению модернизации при введении нормативного бюджетного финансирования.
Ключевые слова: модернизация, сеть общеобразовательных учреждений, нормативно-бюджетное финансирование.

Всё большее распространение в процессе подготовки менеджеров в системе дПО получает метод «метафорической игры». Основные задачи метафорической игры - найти новый способ решения ситуации, изменение установок в поведении участников. но в отличие от тренингов, в ходе которых решаются конкретные задачи, в этом методе решение проблемы происходит через метафорическую ситуацию.

По определению профессора Э. Ф. Зее-ра, компетентность - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практикоори-ентированных положений и процедурных (методических) предписаний (социально- правовая, специальная, персональная, информационно-коммуникационная и т.д.). сфера управления - одна из сложнейших отраслей профессиональной деятельности, что предопределяет достаточно высокие личностные и профессиональные требования к современным менеджерам. Обеспечением соответствия таким требованиям является сформированность у менеджеров ключевой профессиональной компетентности.

Лилия Анатольевна Кошелева
кандидат культурологии, доцент,
зав. кафедрой «Управление персоналом»
ГОУВПО «ОГИМ»

Раскрывается специфика обучения в системе дополнительного профессионального образования, в том числе сущность и специфика содержания подготовки менеджеров. Анализируются компоненты ключевой профессиональной компетентности, необходимые современному руководителю.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, ключевая профессиональная компетентность.

В цену потребления образовательных услуг, которая во многом определяет договорную рыночную цену на них, кроме компонентов, определяющих сроки старения знаний, входят и другие компоненты и факторы. рассмотрим их также применительно к различным категориям потребителей образовательных услуг.

Контраргумент, состоящий в том, что с увеличением фондовооруженности растет производительность труда и потребуется меньше работников, вполне естественный для сферы материального производства, не работает в отношении образования. От того, что в школах или вузах появятся новые компьютерные классы, кодоскопы или средства мультимедиа, количество потребных учителей или преподавателей фактически не уменьшится, - просто улучшится качество образования. Тем более это относится к строительству учебных зданий и объектов соцкультбыта.

Предлагаемая технология расчетов, ставящая величину прибыли в исключительную прямую зависимость от величины трудозатрат, спровоцирует их завышение ничуть не меньше, чем аналогичная зависимость от материальных затрат.

С современных позиций категория цены в сфере экономики образования представляет собой денежное выражение стоимости услуги по доступу к образовательному процессу и выражение общественной полезности его результата. Цена отражает величину общественно необходимых издержек на организацию, ведение и развитие образовательного процесса, а также обеспечение издержек оказания услуг по доступу обучающихся к процессу. Цена образовательной услуги должна не только покрывать издержки образовательного учреждения по обеспечению доступа к образовательному процессу, но и обеспечить компенсацию общественно необходимых инвестиционных издержек, направленных на организацию, проведение и развитие образовательного процесса в учреждении [1].

Шамиль Махмутович Валитов
доктор экономических наук,
ректор Казанского государственного
финансово-экономического института
Ирина Александровна Юмашева
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Прикладной менеджмент»
ГОУВПО «ОГИМ»

Проблемы ценообразования на образовательные услуги в условиях перехода к рыночной экономике.
Ключевые слова: цена, ценообразование, методы ценообразования, образовательные услуги, рыночные цена на образовательные услуги.

Высшее образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе страны, оказывая влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Поэтому высшие учебные заведения не могут позволить себе закрываться или оставлять только направления, пользующиеся высоким спросом среди обучающихся.

Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий потенциал. Правительством Оренбургской области уделялось внимание реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование», «развитие агропромышленного комплекса», «доступное жилье». авторами проекта составлен SWOT - анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

 

В экономику области привлекаются и иностранные инвестиции: с 2000 г. привлечено более 1,48 млрд. долларов сШа. динамика иностранных инвестиций до 2008 г. положительная (см. рисунок 7). Основная часть иностранных инвестиций поступает в обрабатывающие производства, в том числе в 2008 г. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 39,1%, что на 25,3% меньше, чем в 2007 г.; в транспорт и связь - 26,6%, что на 19,6% больше, чем в 2007 г. В 2008 г. на 9,6 процентных пункта увеличилась доля добычи полезных ископаемых и составила 18,3% [8]. доля привлеченных портфельных инвестиций незначительна.

В регионе работают крупные мировые транснациональные компании: «Шнайдер электрик» (Франция), «Бритиш Петролеум» (Великобритания), «джон дир» (сШа), «Хейникен» (нидерланды), «мерлони Про-джетти» (италия), «Шлюмбер-же» (Панама). В области создано более 160 предприятий с участием иностранного капитала.

фильтр для носа японский
© 2021 Образовательный портал Оренбургской области.