В городских образовательных сетях принципы и модели модернизации во многом определяются масштабом городского поселения:
а. малый город, поселок городского типа. Б. крупный город.
В отличие от сельских населенных пунктов, в городах, даже маленьких, существует сеть общеобразовательных школ. как правило, это полные школы, независимо от количества учащихся в них. Эффективная организация этих сетей состоит в разделении школ по уровням образования. Это означает введение независимо действующих школ начального, основного и полного образования. если в сельской местности это, как правило, невозможно, то в условиях городской образовательной сети совершенно реально выделить школы - ступени. Такая организация структуры сети позволяет обеспечить:
1. специализацию всех ресурсов сообразно возрасту и образовательным программам;
2. реальную конкуренцию на поле городского образования в избранном уровне обучения;
3. реальную практику выбора для ученика и родителей на каждой ступени обучения;
4. возможность работать с разными командами педагогов, освоение разных «школ».
По существу, переход к организации ступеней образования как отдельных структур
рисунок 2 – модель социокультурного комплекса
Иccледования социальных последствий модернизации общеобразовательных сетей, проведенные в рамках ПрсО, выявили интересную особенность: по восприятию населением структурной оптимизации сети, а также по социальным ожиданиям малый город ближе не к крупному городу, а к селу - причем даже не к большому, а к малому. Это объясняется относительным дефицитом социокультурного контекста, отсутствием экономических и социальных стратегий его развития, реальной конкуренции в предоставлении образовательных услуг.
В этих условиях наиболее адекватным представляется вариант выделения старшей школы как отдельного учреждения образования, где будут завершать общее среднее образование все ученики этой ступени обучения в городе. При необходимости таких школ может быть две. как правило, этого оказывается достаточно для удовлетворения потребности в обучении в 10 - 11 классах. В этом возрасте высокая степень мобильности позволяет собирать учеников со всех районов города. Это разумное построение для реализации программ профильного обучения, рационального использования ресурсов, создания школы, целиком ориентированной на будущие профессиональные интересы учеников и стратегии города. риск потери внешнего разнообразия, отмечаемый некоторыми экспертами, компенсируется созданием условий для разнообразия внутреннего при возможности сосредоточить профессиональный кадровый потенциал и выбора для ученика в рамках учебного заведения.