Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий потенциал. Правительством Оренбургской области уделялось внимание реализации национальных проектов «Здоровье», «Образование», «развитие агропромышленного комплекса», «доступное жилье». авторами проекта составлен SWOT - анализ, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 - анализ факторов внутренней среды (SWOT - анализ)
сильные стороны |
Возможности |
Благоприятное географическое и геополитическое положение |
рост конкурентоспособности отечествен-ных производителей |
Богатое культурное и историческое наследие. развитая система образования |
рост объемов производства за счет внедрения инновационных технологий, реструктуризации и диверсификации существующих производств |
наличие в регионе крупных предприятий в разных отраслях народного хозяйства |
улучшение макроэкономических пропорций между отраслями народного хозяйства |
Потенциальный рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства |
интенсификация межрегиональных связей и внешнеэкономического сотрудничества |
развивающиеся внешнеэкономические связи |
развитие малого и среднего предпринимательства, народного промысла (пуховязального) |
наличие разнообразных природных ресурсов, в том числе и сырьевых |
Повышение доли занятых с высшим образованием в экономике региона |
Производство основных продуктов питания |
увеличение плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
Обеспеченность энергоресурсами. Газификация всей территории области |
развитие социальной инфраструктуры (прежде всего бытового обслуживания) |
слабые стороны |
угрозы |
Высокая степень морального и физического износа основных фондов |
Закрытие производств в связи с износом основных фондов |
наличие диспропорций в отраслях народного хозяйства. слабая диверсификация экономики региона |
рост дисбаланса отраслей экономики, нерациональная их структура в рыночных условиях |
Высокий удельный вес убыточных предприятий в районах и городах |
резкое снижение уровня жизни в районах и городах, в которых расположены градообразующие и концентрируются убыточные предприятия |
низкий уровень среднедушевых доходов населения |
|
низкая доля занятых в экономике с высшим профессиональным образованием |
угроза чрезвычайных происшествий в связи с износом инженерных сетей |
Высокая дифференциация в доходах населения |
|
естественная убыль населения |
Отток иностранного капитала из реального сектора экономики |
недостаточная густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
|
сложный этнический состав населения |
сокращение финансирования федеральных программ социального блока |
низкий уровень развития социальной инфраструктуры |
|
«утечка мозгов» и снижение численности квалифицированных работников в регионе |
Потеря самостоятельности региона |
недостаточно насыщенная культурная жизнь |
Полученные результаты сравним с экспертной оценкой, данной учеными института экономических стратегий, международной лиги стратегического управления, оценки и учета. международной академией исследований будущего разработан и представлен рейтинг стратегического потенциала регионов российской Федерации по состоянию на октябрь 2008 г. [1]. Оценивались следующие факторы развития регионов:
1. население, его численность и плотность на территории региона.
2. Территория и природно-географи-ческие условия проживания.
3. Экономика региона (абсолютное значение ВрП и ВрП на душу населения).
4. инфраструктура региона (густота автомобильных дорог с твердым покрытием, протяженность железнодорожных путей, развитость аэродромной сети и др.).
Таблица 2 - место Оренбургской области среди субъектов российской Федерации
Факторы |
место |
средний балл |
население, его численность и плотность на территории региона |
40 |
3,6 |
Территория и природно-географические условия проживания |
17 |
4,9 |
Экономика региона |
63 |
2,5 |
инфраструктура региона |
53 |
3,4 |
инновационность региона |
56 |
2,8 |
уровень управления |
71 |
2,6 |
список литературы:
1. агеев а. и. стратегическая матрица и рейтинг регионов россии / а. и. агеев, Б. В. куроедов, О. В. сандаров // Экономические стратегии. - 2008. - № 7. - с. 118 - 121.
2. Города и районы Оренбургской области : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2008. - 283 с.
3. добындо м. н. инвестиционная политика регионов / м. н. добындо // Вестник моск. ун-та. сер. 6. Экономика. - 2008. - № 1. - с. 94 - 103.
4. куликов Г. Оренбургская область [Электронный ресурс] / Г. куликов // социальный атлас российских регионов. Портреты регионов. - м. : Географический ф-т мГу. - http : // atlas. socpol. ru.
5. Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2009 год.
5. инновационность региона (учет исследовательского потенциала, патентной активности в регионе, инновационной деятельности предприятий и включенности в федеральные научно-технические программы).
6. уровень управления. результаты экспертной оценки места
Оренбургской области среди 83 субъектов российской Федерации представлены в таблице 2.
Экспертная оценка показала, что Оренбургская область получила невысокие баллы по факторам «Экономика региона» - 2,5, «ин-новационность» - 2,8, «управление» - 2,6. Это одни из самых худших показателей в ПФО. В целом Оренбургская область занимает 60-е место с общим уровнем стратегичности 3,1. из субъектов ПФО хуже имеют показатели только республика мордовия (3,0) и республика марий Эл (2,4).
столь низкий ранг дает основания сделать вывод, что в Оренбургской области пока не созданы достаточные условия для улучшения качества жизни населения. Однако перспективы развития у региона есть. В области имеются три равномерно размещенные по территории точки роста: западный район нефтедобычи (гг. Бузулук, Бугу-руслан), центральный район (Оренбургский район и г. Оренбург), восточный район (гг. Орск, новотроицк), не оказывающие значительного влияния на окружающую их периферию в настоящее время, но в случае дальнейшего развития (не только количественного, но качественного роста) они могут стать центрами распространения экономических и социальных инноваций. Хорошие перспективы развития при стимулировании более глубокой переработки сырья и увеличения рентабельности производства имеет сельское хозяйство области. способны ускорить развитие и повысить качество роста модернизация областного центра и развитие социальной инфраструктуры.
6. Областной статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2008. - 527 с.
7. Областной статистический ежегодник. 2009. Приложение : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2009. - 116 с.
8. Областной статистический ежегодник. 2009 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2008. - 527 с.
9. Оренбуржье в контексте информационной политики, общественных и внешних связей : ежегодный доклад, 2007 г. / под общ. ред. с. Г. Горшенина. - Оренбург : издательский центр ОГау, 2008. - 252 с.
10. социально-экономическое положение Оренбургской области в 2008 году : доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2009. - 199 с.
11. стратегическое управление : регион, город, предприятие / д. с. львов [и др.] ; под ред. д. с. львова, а. Г. Гранберга, а. П. егоршина ; ООн ран, нимБ. - 2-е изд., доп. - м. : ЗаО «изд-во «Экономика», 2005. - 609 с.
12. сфера услуг в Оренбургской области : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2008. - 213 с.
24