ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛьНЫЕ УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ фАКТОР фОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СРЕДЫ

Шамиль Махмутович Валитов
доктор экономических наук,
ректор Казанского государственного
финансово-экономического института
Ирина Александровна Юмашева
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Прикладной менеджмент»
ГОУВПО «ОГИМ»

Проблемы ценообразования на образовательные услуги в условиях перехода к рыночной экономике.
Ключевые слова: цена, ценообразование, методы ценообразования, образовательные услуги, рыночные цена на образовательные услуги.

Высшее образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе страны, оказывая влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Поэтому высшие учебные заведения не могут позволить себе закрываться или оставлять только направления, пользующиеся высоким спросом среди обучающихся.

Вузы должны обеспечить экономическую систему страны не только специалистами по специальностям, востребованным самими обучающимися, но и профессионалами, реально необходимыми хозяйствующим субъектам. решение таких задач берут на себя в основном государственные учебные заведения, поэтому важным является их стабильное состояние в рыночной системе отношений. для обеспечения конкурентоспособности и экономической устойчивости вуза в постоянно изменяющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свое положение на этом рынке. Появление негосударственных высших учебных заведений сделало эту проблему еще более актуальной. Образование превратилось в бизнес, что привело к жесткой конкуренции в системе высшей школы.

Для решения задач адаптации, выживания и развития в рыночных условиях у вузов появилась потребность в расширенном анализе своей деятельности и рынка
образовательных услуг. В конкурентной нестабильной среде на первый план выдвинулась задача ценообразования на услуги вуза с учетом их специфики и реалий рыночной экономики.
современные проблемы ценообразования на образовательные услуги, которые следует понимать как «услуги по доступу к качественному образовательному процессу», являются одними из наиболее сложных для разрешения по ряду причин, одной из которых являются исторически сложившиеся весьма сильные традиции и стереотипы. Образование в нашей стране традиционно, наряду со здравоохранением, воспринималось и до сих пор воспринимается в обществе только как сфера экономики общественного сектора. и хотя, как и любая другая сфера экономики общественного сектора, система образования по большей части финансируется из бюджетов различных уровней (т.е. из карманов налогоплательщиков), внешняя бесплатность образования десятилетиями фигурировала в обществе не просто как нечто само собой разумеющееся, но и даже как «преимущество» существовавшего общественного строя.

Таким образом, вопрос о ценообразовании на услуги образовательных учреждений для населения страны фактически не существовал (за исключением оплаты репетиторских услуг, подготовительных курсов, а также нелегальных форм расчетов, в частности, связанных с фактами проявления коррумпированности). Практически это относилось и к предприятиям как потребителям человеческих ресурсов - высококвалифицированных специалистов, поскольку даже формальное введение в конце восьмидесятых годов платы за подготовленных специалистов в размере трех тысяч рублей совершенно не означало формирования системы реального ценообразования на услуги образовательных учреждений. Это нововведение не привело к возникновению устойчивых финансовых отношений по этому поводу, к гарантированному поступлению перечисленных средств на счета конкретных образовательных учреждений.

По сути дела до конца 20-го столетия исключительным заказчиком, продавцом, и покупателем услуг образовательных учреждений был один и тот же единственный субъект - государство в лице органов управления, в т.ч.- образованием и высшей школой. именно это обстоятельство заслоняло проблемы ценообразования на услуги образовательных учреждений и исключало
саму возможность установления реальной цены как результата переговоров между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями) образовательных услуг. Отсутствие цен в свою очередь консервировало ситуацию, когда не работали и другие, неценовые факторы потребительского выбора. Это касается, прежде всего, стимулирования продвижения услуг, рыночной организации их распределения и рада других элементов. Образовательные учреждения практически не были заинтересованы в инициативном расширении объемов оказываемых услуг, повышении их качества, в реконструкции и обновлении основных фондов и т.п. [2].

Сегодня существуют сторонники полностью рыночных подходов к сфере образования, противники подобных подходов и сторонники дифференциации образовательных учреждений по уровням образования при решении вопроса о доле экономики общественного сектора и экономики свободного предпринимательства в рамках государственного регулирования отдельных сегментов рынка. Вопрос признания целесообразности и прогрессивности самого понятия «рыночная цена образовательных услуг и продуктов», которое неоправданно подменяется полемическим «цена образования», вызывает острую полемику между сторонниками и противниками рыночных подходов к образованию. По мнению а. П. Панкрухина [6], «противодействующая аргументация, в частности, ...использует социальную привлекательность сохранения доступа к образованию для малообеспеченных слоев населения, а также не лишенную оснований боязнь, что коммерциализация образовательных учреждений спровоцирует их на путь дешевого (как по себестоимости, так и по социальной ценности) «дипломирова-ния», развлекательности, узкого прагматизма, отхода от задач обеспечения фундаментальности и гуманизации образования». Фактическое недофинансирование сферы образования на протяжении десятка лет, а теперь положительная, но явно не достаточная динамика увеличения государственных расходов на нужды образования в условиях отсутствия развитых конкурентных рыночных отношений между производителями образовательных услуг практически ведет к тем же негативным последствиям для потребителей. и главные из них - снижение требовательности со стороны образовательных учреждений, преподавательского состава к качеству и эффективности учебного управление в обраЗовательной сфере процесса, образования в целом, и неизбежный в этой связи рост невостребованности результатов деятельности образовательных учреждений со стороны различных категорий потребителей.

Более того, в последние годы на уровне формирования достаточно прогрессивных концептуальных подходов к развитию образования, например таких как «образование через всю жизнь» формируются и идеологически обосновываются стратегии образовательных учреждений, направленные под флагом развития практико-ориентированной подготовки на снижение фундаментальности естественнонаучной и гуманитарной компонент образования. реализация подобных стратегий постепенного превращения образования в подготовку специалиста для решения конкретных узконаправленных задач, сформулированных корпоративным заказчиком, приведет к распаду целостности образовательных программ на систему программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что, по мнению автора, предотвращает возникновение противоречий между корпоративными заказчиками и обучающимися в условиях рынка. но при этом образовательное учреждение остается востребованным на протяжении длительного периода, поскольку решение текущих задач подготовленными специалистами и возникновение новых, решение которых специалисты не могут осуществлять эффективно в виду их узконаправленной профессиональной подготовки, приводит к «привязке» корпоративного заказчика и необходимости повторного обращения для дополнительной подготовки специалистов под решение другой конкретной задачи, возникшей на предприятии.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.