МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РФ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО фИНАНСИРОВАНИЯ

Ильмира Захитовна Товышева
соискатель кафедры менеджмента Российского государственного университета туризма и сервиса,

г. Москва Научный руководитель - доцент экономических наук, профессор, Попова Рита Юрьевна

В данной статье представлена аналитическая оценка существующих моделей модернизации общеобразовательных сетей в субъектах РФ. Автором обоснован ряд условий, оказывающих стимулирующее воздействие на собственников образовательных сетей (муниципалитеты) и способствующих проведению модернизации при введении нормативного бюджетного финансирования.
Ключевые слова: модернизация, сеть общеобразовательных учреждений, нормативно-бюджетное финансирование.

Стратегический подход к развитию территориальной системы образования наряду с изменением финансово-хозяйственных механизмов, кадровой политики, способов взаимодействия с субъектами внешней среды системы образования, информационных потоков предполагает также приведение самой структуры сети образовательных учреждений в соответствие с новыми задачами, стоящими перед территориальной системой образования.

В настоящее время в россии существует ряд проблем обеспечения территориальной доступности качественного образования, связанных со структурой сети общеобразовательных учреждений, сложившейся еще в советское время, когда вопросы доступности и качества образования имели принципиально иное звучание, а вопросы эффективности практически не ставились. среди них следует назвать: высокую степень дифференциации качества образовательных услуг в зависимости от места их предоставления; трудности в реализации новых образовательных технологий, например, введения профильного обучения в старших классах в отдельном образовательном учреждении и ресурсного обеспечения такого обучения в рамках существующих сетей; отсутствие комфортных условий образовательного процесса; неравномерность распределения гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов в пределах больших городов; низкий уровень специализации сетевых элементов и целевой концентрации имеющихся в территориальной системе образования ресурсов. Вследствие демографического спада и усиливающейся урбанизации в настоящее время целый ряд сельских школ, а во многих случаях - и городских, являются заполненными на 20-30% их проектной мощности, при этом в большинстве регионов и муниципалитетов демографическая ситуация ухудшается.

Анализ практики создания и реализации программ модернизации образовательных сетей в 3х пилотных и грантовых регионах показал, что при схожих социально-географических условиях никаких принципиальных отличий в подходах к модернизации сетей в регионах с разным уровнем социально-экономического развития не существует. При общих принципах модернизации образовательных сетей существует ряд различий между общеобразовательными сетями и сетями учреждений профессионального образования, а также между условиями их организации в городской и сельской местности [2].

рисунок 1 - модель базовой школы

В зависимости от социально-географических условий каждый регион сам определяет для себя, какими принципами обеспечения доступности качественного образования он будет руководствоваться и какие критерии будут определять при этом эффективность использования имеющихся ресурсов.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.