МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РФ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧАСТЬ 4

В большом городе проблемы, стимулирующие к изменениям сети, другого порядка: обычно это избыточное количество структурных единиц (например, учреждений дополнительного образования с низкой ресурсообеспеченностью, «элитарных» учебных заведений), неравномерное распределение образовательных ресурсов по территории города (например, острая нехватка детских садов и мест в начальной школе в районах-новостройках и пустующие школьные здания в центре города, где в основном остались одни пенсионеры), наличие пользующихся повышенным спросом учебных заведений с хорошей репутацией и «историей», не могущих удовлетворить растущий спрос в силу ограниченности имеющейся базы.

Таким образом, предлагаемое решение здесь может быть следующим:

- значительное число начальных школ, школ второй ступени, основных школ с сохранением юридических лиц у каждого учреждения, для обеспечения принципа пешеходной (или разумной транспортной доступности для учащихся среднего звена), с обеспечением возможности выбора образовательного учреждения и созданием реальной конкурентной среды для Оу (в этих условиях конкуренция повлечет за собой повышение качества и расширение спектра образовательных услуг); - несколько школ выделенной третьей ступени, распределенных по территории города в пределах разумной транспортной доступности для учащихся, реализующих программы профильного обучения и аккумулирующих необходимые ресурсы для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Основной моделью при этом остается образовательный центр, но теперь эта модель получает иное содержание. В ее основе лежит идеология школы ступеней обучения, или школы возрастного подхода. дело в том, что физиологические особенности возраста определяют эффективность образовательных и воспитательных технологий. Поэтому образовательные результаты, как и технологии их получения, призваны быть адекватны возрасту. лучший вариант, когда определенный возрастной тип совпадает со ступенью образования, тогда эффективность образовательных программ, соотнесенная с возрастом и уровнем обучения, наиболее высока. Применение идей возрастного подхода характерно не только для городских школ, в пилотных регионах ПрсО есть примеры успешной реализации элементов этой модели в сельских территориях. но для городской школы идея специфики возраста может стать структурообразующие, а эффект масштаба позволит создать необходимые условия для более полной ее реализации.


кроме того, особенности организации городского образовательного и культурного пространства позволяют с большим успехом и меньшими ресурсными затратами реализовать модель сетевого взаимодействия Оу, включать в него учреждения профессионального и дополнительного образования (см. рисунок 4).

рисунок 4 - Пример организации сетевого взаимодействия Оу в городском пространстве, самарская область


Основным принципом оптимизации сети учреждений профессионального образования на территории региона является сетевая организация образовательного пространства, что подразумевает:
- принцип достаточности и территориальной доступности; - принцип ресурсной обеспеченности и концентрации высокостоимостных и/ или эксклюзивных ресурсов (создание ресурсных центров профессионального образования);

- принцип совместного использования ресурсов (сетевое взаимодействие);

- принцип согласования структурных изменений в сети с потребностями рынка труда и перспективами социально-экономического развития территории. динамично меняющиеся потребности рынка труда делают наиболее перспективной модель многоуровневого учреждения, реализующего как программы начального, так и программы среднего профессионального образования и предоставляющего учащимся возможность продолжить образование по выбранной специальности или пройти переподготовку. Это позволяет при значительном уменьшении числа учебных заведений концентрации образовательных ресурсов сохранять численность обучающихся.

 

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.