Контраргумент, состоящий в том, что с увеличением фондовооруженности растет производительность труда и потребуется меньше работников, вполне естественный для сферы материального производства, не работает в отношении образования. От того, что в школах или вузах появятся новые компьютерные классы, кодоскопы или средства мультимедиа, количество потребных учителей или преподавателей фактически не уменьшится, - просто улучшится качество образования. Тем более это относится к строительству учебных зданий и объектов соцкультбыта.
Предлагаемая технология расчетов, ставящая величину прибыли в исключительную прямую зависимость от величины трудозатрат, спровоцирует их завышение ничуть не меньше, чем аналогичная зависимость от материальных затрат.
Акценты, расставленные в этой методике, получили практическое воплощение в условиях жестокого дефицита бюджетных средств, реально передаваемых образовательным учреждениям. В частности, в середине 1995 года высшие учебные заведения были вынуждены все поступающие из бюджета средства направлять исключительно на оплату труда, хотя это никак не было связано с показателем рентабельности.
Итак, перед нами подход, ставящий во главу угла себестоимость Оу для образовательного учреждения и дополняющий ее неким определенным (в т.ч. нормативным) уровнем рентабельности. разумеется, своевременный анализ складывающейся себестоимости продукции, ее нормирование и прогнозирование - неотъемлемая и обязательная часть проработки финансовой стороны любого бизнеса. Однако на зрелом рынке цена продажи любой продукции зависит далеко не только от уровня себестоимости (часто к тому же диктуя ее ограничения), но и от многих других факторов, которые остались в данном случае вне рассмотрения. Поэтому вопрос состоит не в том, от какой части себестоимости целесообразнее рассчитывать цену продажи Оу, а в том, что рынок диктует здесь совсем иные требования.
Перспективный подход предлагают Ю. и. иванов и Ф. м. русинов [6]. изучая процессы ценообразования на услуги по переподготовке управленцев, они сформировали диапазон цены на образовательную услугу, ограничиваемый возможным верхним (с позиции потребителя, т.е. предприятий и организаций, использующих управление в обраЗовательной сфере) и нижним (с позиции производителей образовательных услуг - центров переподготовки персонала управленцев - ЦПП) уровнями цен.
При этом в числе важнейших переменных рассматриваются:
- период старения знаний (Тсз);
- длительность обучения (То);
- показатели выигрыша и потерь Циу за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно из-за отвлечения кадров на обучение, соответственно (Y) и (Z).
В этих обозначениях верхний предел цены за обучение (Цв) с позиций потребителя (предприятия) может быть выражен уравнением (6.1.2), которое было усовершенствовано а. П. Панкрухиным в своей работе:
Цв = [Y (Тсз - То)- ZТо]*(1- k), (2)
а нижний предел цены за обучение, допустимый с позиций образовательного учреждения - производителя образовательных услуг может быть выражен уравнением (6.1.3):
Цн = [То(am+bn+ F)/n]*(1+ k), (3)
где: k - минимально допустимый уровень рентабельности производства на предприятии или в образовательном учреждении;
a, b - средние ставки заработной платы в расчете на типовую структуру ППс и уВП образовательного учреждения; m, n - численность ППс и уВП соответственно; F - условно-постоянные затраты.
Все временные периоды и ставки заработной платы, входящие в уравнения (2; 3), должны быть приведены к единым размерностям (например, временной единице измерения - в месяцах). из приведенной системы уравнений (2; 3) следует, что соглашение о цене приемлемой для обеих сторон сделки возможно либо при повышении цены Цн, предлагаемой потребителем образовательной услуги (Циу), либо при понижении цены Цв, запрашиваемой производителем образовательных услуг (ЦПП). Первый путь предполагает: - либо увеличение результативности
подготовки, - либо сокращение потерь предприятия (Циу) из-за отвлечения кадров на учебу иным способом (например, избирательное направление на переподготовку в основном тех, от отсутствия кого на работе потери будут минимальны, т.е. кто менее результативен, либо использование дистанционных образовательных технологий при реализации программ повышения квалификации и переподготовки). Второй путь означает: - либо интенсификацию труда персонала образовательного учреждения (ЦПП) без соответствующего вознаграждения в заработной плате, - либо дальнейшее снижение уровня
рентабельности ОуП, - либо сокращение условно-постоянных затрат. из всего вышеупомянутого единственно прогрессивным вариантом решения может быть признано увеличение результативности подготовки и связанная с ним интенсификация учебного процесса. но это уже явно ведет к росту цены предложения образовательной услуги, и его придется тщательно соизмерять с ростом результативности переподготовки, повышения квалификации или получения образования.
Ю. и. иванов и Ф. м. русинов совершенно справедливо замечают также, что на процессы ценообразования на рынке образовательных услуг оказывают влияние складывающиеся соотношения специализации и фундаментализации в системах вузовского образования и последипломной подготовки, что меняет требования к периодичности и содержанию переподготовки кадров. рассмотрим эти аспекты более подробно.
Действительно, усиление фундаментальности обучения в вузе увеличивает затраты на адаптацию выпускников по месту работы (что также с неизбежностью входит в цену потребления специалистов) и в то же время, благодаря долговечности фундаментальных знаний, отдаляет потребность в послевузовской подготовке. наоборот, чрезмерная специализация, как отмечают те же авторы, чревата потерями при несоответствии спроса предложению и приближает настоятельность переподготовки. В этой связи в уравнение (6.1.2), по мнению а. П. Панкрухина [5], должна быть внесена соответствующая поправка, определяющая величину (Цв), которая связана с существованием периода адаптации обученного специалиста на производстве (Та), который должен быть учтен с поправочным коэффициентом усредненной промежуточной эффективности труда (ка) специалиста в этот период. кроме того, необходимо говорить, по мнению упомянутого автора, не о едином периоде устаревания знаний (Тсз), а о различных периодах применительно к устареванию знаний отдельно по модулям общекультурной (гуманитарной), общенаучной, компьютерной, конкретно-экономической и специальной подготовки, что может быть соответственно обозначено символами Тсз-г, Тсз-он, Тсз-к, Тсз-а и Тсз-с.
Аналогичную дифференциацию претерпевает и величина периода длительности обучения (То), особенно если учесть, что на уровнях базовой подготовки бакалавра, специалиста и магистра, а также при профессиональной переподготовке пропорции затрачиваемого времени То-г, То-он, То-к, То-а и То-с будут различны. немедленно вводить в уравнение все эти поправки не представляется целесообразным, поскольку специалист, подготовленный образовательным учреждением, приступает к работе только по завершению всего периода подготовки соответствующего уровня в целом.
даже с учетом этих достаточно тонких параметров и факторов влияния, давать окончательное уравнение определения цены образовательной услуги, приемлемой для предприятия-потребителя, было бы явно преждевременно, считает а. П. Панкрухин. дело не только в том, что образовательные услуги разных уровней профессионального образования на шкале «фундаментализация - специализация» имеют разные сроки амортизации, но еще и в том (и это принципиально), что образовательные услуги имеют не единственного потребителя (предприятие-работодатель), а разные типы потребителей, причем заинтересованные в разной степени. среди потребителей - не только предприятия, но и общество в целом, его отдельные социальные слои, группы, а также сам человек как единственный конечный потребитель образовательной услуги.