ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СРЕДЫ Часть 1

С современных позиций категория цены в сфере экономики образования представляет собой денежное выражение стоимости услуги по доступу к образовательному процессу и выражение общественной полезности его результата. Цена отражает величину общественно необходимых издержек на организацию, ведение и развитие образовательного процесса, а также обеспечение издержек оказания услуг по доступу обучающихся к процессу. Цена образовательной услуги должна не только покрывать издержки образовательного учреждения по обеспечению доступа к образовательному процессу, но и обеспечить компенсацию общественно необходимых инвестиционных издержек, направленных на организацию, проведение и развитие образовательного процесса в учреждении [1].

Довольно длительный период времени развития экономических отношений в сфере образования наиболее распространенным был одномерный подход к оценке различных мероприятий в области образования. например, по критерию величины расходов (при бюджетном финансировании это возможно только с увеличением численности обучающихся) или по предлагаемым, но практически не просчитываемым выгодам «для всего общества». Под последними, которые именовались также «потребностями народного хозяйства», часто скрывались лишь выгоды и приоритеты, которые определялись властными государственными структурами.

Поэтому практически все известные и все реально использовавшиеся подходы к проведению стоимостной оценки издержек в сфере образования и, в частности, при подготовке специалистов с высшим образованием были направлены на организацию (или на изменение) отношений между образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами государственного управления образованием, осуществлявшими их бюджетное финансирование, с другой стороны. Эти подходы по существу никак не учитывали фактический спрос на образовательные услуги, тем более что речь шла не о платежеспособном спросе, а об абстрагированном от финансового положения потребителей их кадровом состоянии, как оно представлялось органам управления отраслями.

На современном этапе существует несколько методик ценообразования на образовательные услуги. методика е. н. Попова и Т. а. евстигнеева [5] предполагает определять цену подготовки специалиста в рамках нормативного подхода к методам ценообразования, но с той особенностью, что норматив рентабельности определяется относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы, что, на их взгляд, позволяло исключать заинтересованность образовательных учреждений в завышении затрат овеществленного труда. В частности, нормативную цену (Цi) подготовки специалиста i-той специальности предлагалось авторами определять в соответствии с выражением:


Цi = Сi + (p*Зi )/100, (1)


где Ci - полная нормативная себестоимость подготовки специалиста; Зi - основная заработная плата, представляющая собой одну из составляющих себестоимости Ci;

p - норматив рентабельности к основной заработной плате.
авторами методики рекомендуется принимать величину «р» на уровне 50% для всех учебных заведений, независимо от их профиля и места в системе непрерывного образования. Они признают, что по величине прибыли это равнозначно нормативу рентабельности к себестоимости, равному 20% (при доле основной заработной платы в себестоимости, равной 40%).
При этом структура нормативной себестоимости в рамках рекомендуемого подхода выглядела следующим образом:

- заработная плата (с начислениями на соцстрах) - 48 %; - выплаты стипендий студентам (в среднем) - 25%; - затраты на восполнение износа и капитальный ремонт основных фондов вузов - около 16%; - затраты на обеспечение функционирования вуза - 11 %, в (т.ч. около 60% последней из указанных сумм - канцелярские и хозяйственные расходы). Представленный выше метод ценообразования ставит в основу подхода к определению цены себестоимость образовательных услуг для образовательного учреждения и дополняет ее неким определенным (нормативным) уровнем рентабельности. Безусловно, своевременный анализ складывающихся издержек себестоимости услуги, ее нормирование и прогнозирование является неотъемлемой и обязательной этапом проработки финансовой стороны любого бизнеса. Однако в рыночных условиях цена продажи любой продукции, в том числе и образовательной услуги, зависит не только от уровня себестоимости (которая часто её ограничивает), но и от многих других факторов, которые остались в данном случае вне рассмотрения.


Попытка «урезонить аппетиты» образовательных учреждений в отношении овеществленного труда, осуществленная авторами методики, не может быть признана адекватной ни по ситуации в образовании в целом (т.е. в целевом отношении), ни по предполагаемой процедуре (в инструментальном отношении).
методика фактически зовет образование к допотопному «труду на коленке», без привлечения нового оборудования, компьютеров, зданий и т.п., т.к. при осуществлении затрат по этим статьям общий уровень рентабельности вынужденно будет снижаться.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.