СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Часть 2

По определению профессора Э. Ф. Зее-ра, компетентность - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практикоори-ентированных положений и процедурных (методических) предписаний (социально- правовая, специальная, персональная, информационно-коммуникационная и т.д.). сфера управления - одна из сложнейших отраслей профессиональной деятельности, что предопределяет достаточно высокие личностные и профессиональные требования к современным менеджерам. Обеспечением соответствия таким требованиям является сформированность у менеджеров ключевой профессиональной компетентности.

Под ключевой профессиональной компетентностью нами понимается универсальная готовность будущих специалистов к высокоэффективному осуществлению профессиональной деятельности во всех её областях, видах, функциях по всем направлениям и на всех уровнях её объектов.

По мнению слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучающихся на базе Оренбургского государственного института менеджмента, ключевыми профессиональными компетенциями современных специалистов сферы управления являются:

- умение управлять изменениями и бизнес-процессами; - навыки системного управления (стратегическое мышление, управление по целям, навыки эксперта, умение работать с бизнес-средой); - умение управлять людьми - коммуникации и межличностные отношения, формирование команды; - умение управлять собой - лидерство, уверенность в себе, ораторские качества и др. Очевидно, что формирование этих компетенций должно стать основой процесса проектирования программ подготовки менеджера, а следовательно, данный процесс выходит достаточно далеко за пределы, только лишь, передачи знаний.

Говоря о специфике программ подготовки менеджера в системе дПО, необходимо также отметить принципиальные особенности менеджмента как учебной дисциплины. Во-первых, это практическая дисциплина, в основе которой лежат не столько знания, сколько действия и умения человека. Во-вторых, это междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики, социологии, психологии, антропологии и т.д. В третьих - истинность теорий и концепций менеджмента подтверждается успешным опытом деятельности организаций.

Поскольку работу менеджера оценивают по результатам работы всей организации и платят ему за умение добиваться результата от подчинённых, то понятие «работа менеджера» включает в себя задачи, которые необходимо выполнить для того, чтобы организация достигла поставленных целей. Т.е. «работа менеджера» - это, прежде всего, результат, который можно измерить, оценить, использовать в другой работе или продать. Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи, свойственные только работе менеджера. согласно П. друкеру, это: - постановка целей; - организация работы; - мотивация и общение; - измерение показателей; - развитие своих подчинённых. Знание основных задач позволит разработать программы обучения, направленные на формирование умений решать подобные задачи на практике, т.е. обеспечить готовность менеджера к работе. Таким образом, в основе формирования программ подготовки менеджеров в системе дПО находятся: - область знаний, отражающая технологии, используемые в работе менеджера; - область умений и навыков, которые заключаются во владении инструментом и способах его применения для достижения цели.

Кроме того, при проектировании содержания программ необходимо учитывать то обстоятельство, что обучение менеджменту связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств, свойственных менеджеру, повышению требований к самому себе, а также развитию и обучению других, что является одной из главных задач менеджера.
для получения и развития качеств, позволяющих обеспечить целостность организации и применение знаний на практике, необходимо, чтобы методика обучения предполагала наличие большого количества практических, тренинговых курсов, закрепление знаний в действиях. Так, одним из передовых методов обучения, который в последние годы внедряется в практику подготовки менеджеров на Президентской программе (реализуемой в ОГиме), являются бизнес-симуляторы. Бизнес-симуляторы относятся к методам активного обучения и позволяют создать для обучающихся условия, приближенные к реальным, и максимально стимулировать слушателей к получению и усвоению знаний.

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были оформлены в подходах, сформулированных еще в начале XX столетия американским философом и педагогом джоном дьюи. Он обосновал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, должно быть противопоставлено обучение «путем делания», то есть таким образом, чтобы знания извлекались из практической деятельности и личного опыта. В 1950-х и 1960-х годах подобные идеи активно развивались и в результате оформились в две иллюстративные концепции, широко известные и активно цитируемые в настоящее время в зарубежной литературе по вопросам образования. речь идет о «пирамиде обучения» (learning pyramid) и «конусе дейла» (Dale's cone of experience).

Конус дейла наглядно иллюстрирует взаимосвязь результатов образовательной деятельности (% запоминания) и различных средств (носителей) обучения (чтение, слушание, визуализацию, участие в дискуссии, имитацию реальной деятельности). В последнем случае слушателями усваивается до 90% получаемой информации.

Идея использования имитационных моделей в процессе обучения была впервые реализована в сфере военной подготовки в виде тренажеров для пилотов, а уже впоследствии перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие имитационные модели появились в университете Carnegie Mellon (Питсбург, сШа) в 1958 году. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. слушатель, обучаемый при помощи имитационных моделей, имеет возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве моделируемой сферы деятельности.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.