Олег Александрович Свиридов
доктор экономических наук, профессор,
ректор Оренбургского государственного
института менеджмента
Ильмира Захитовна Товышева
начальник учебно-методического управления Оренбургского государственного института менеджмента
Региональная независимая система оценки качества образовательных учреждений должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона. В данной статье рассматривается модель независимой системы оценки качества образовательного учреждения, основанная на современной модели системы качества, разработанной Европейской сетью гарантии качества (ENQA), Стандартов по менеджменту качества
серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Ключевые слова: независимая система оценки качества образовательных учреждений, европейская сеть гарантии качества (ENQA), модель системы качества, стандарт по менеджменту качества серии ISO 9000:2000
Качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики ЮнескО и ООн. В программном документе ЮнескО «реформа и развитие высшего образования» (1995 г.) качество образования определяется как важнейший девиз деятельности ООн в области образования. В документе отмечается, что «деятельность в области высшего образования и условиях происходящих в мире изменений
Должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация».
Болонский процесс является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.
В настоящее время под руководством рособрнадзора и при участии субъектов российской Федерации, осуществляющих комплексный проект модернизации образования (кПмО), создается Общероссийская и региональные системы оценки качества образования (ОсОкО, рсОкО).
региональная независимая система оценки качества образовательных учреждений (рнсОк) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем с учетом запросов потребителей образовательных услуг.
Основные принципы, положенные в основу рнсОк:
-Развитие рнсОк как системы независимой внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней оценкой; - соблюдение преемственности образовательной политики с сохранением традиций российской системы образования; - гибкость, мобильность непрерывность развития с учетом социально-экономических особенностей отдельных муниципальных образований региона; - функциональное единство рнсОк на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений; - системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов рнсОк на всех уровнях; - прозрачность процедур и механизмов оценки качества образования, нормативный характер формирования и развития рнсОк; - открытость информации о результатах оценки в рамках действующего законодательства; - инструментальность, технологичность, научная обоснованность индикаторов оценки;
- Реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость; минимизации их количества; - доброжелательность, взаимное уважение, исключение любых проявлений авторитарности и администрирования. рнсОк предполагается создавать путем: - анализа имеющихся способов оценки качества образования и встраивание их в систему; - определения объемов и параметров информации, необходимой потребителям образовательных услуг о качестве образования в регионе; - определения объектов оценки; - разработки инструментария оценки; - создания эффективной инфраструктуры рсОкО; - информационного обеспечения реализации концепции. региональная независимая система оценки качества образовательных учреждений должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона.
Модель независимой системы оценки качества образовательного учреждения, изложенная в данном проекте, основана на современной модели системы качества, разработанной европейской сетью гарантии качества (ENQA), стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОсТ р исО 9000-2001) и предусматривает независимую систему оценки качества образовательных учреждений на региональном уровне.
В основе данной модели лежит процессно-ориентированный подход. При разработке модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы основные критерии, которые сгруппированы в два блока: образовательная деятельность и вспомогательные процессы. В свою очередь, каждый из критериев разделяется на несколько подкритериев (см. рисунок 1). Основной принцип такого построения модели заключается в том, что удовлетворение требований потребителя, а также влияние на общество достигаются за счет получения независимой объективной информации, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность, как отдельных образовательных учреждений, так и в целом региональных образовательных систем.
рисунок 2 - модель независимой системы оценки качества образовательных учреждений на региональном уровне