МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕТЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РФ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Часть 2

В самарской области [4] действуют следующие принципы модернизации сетей сельских школ:

1. максимальное сохранение в населённых пунктах начальных школ и организация дошкольного образования.

2. Программы основного общего образования реализуются в относительно крупных поселениях, где возможен подвоз учеников из малочисленных населенных пунктов.

3. Все учащиеся завершают общее среднее образование в крупных, хорошо организованных и оснащенных школах - образовательных центрах, которые формируются в крупных населенных пунктах и принимают старшеклассников из подведомственной территории.

4. альтернативой неэффективных малокомплектных школ выступает система организованной доставки учеников - школьный автобус.

Основной моделью для сетевых единиц при этом становится модель базовой школы - образовательного центра (ОЦ), школы полного среднего образования, имеющей сеть филиалов или структурных подразделений в соседних населенных пунктах, и хорошо оснащенную материально-техническую базу, кадровый потенциал, позволяющий реализовать программы профильного обучения (см. рисунок 1).

ОЦ имеет полный контингент учащихся, соответствующие бюджетные ассигнования, организует взаимодействие с учреждениями дополнительного и профессионального образования, привлекает ресурсы социальных партнеров. иногда образовательный центр, кроме выполнения основных функций по предоставлению услуг общего образования, оказывает дополнительные образовательные услуги взрослому населению - услуги по повышению квалификации для персонала соседних школ, услуги по профильному обучению для учащихся этих школ (не своих филиалов) - необразовательных центров. В таком случае он является также ресурсным центром общего образования.

За счет эффекта масштаба достигается комплексный результат. например, использование модели «базовая школа-ресурсный центр» при организации предпрофильной подготовки в республике чувашия повышает возможности выбора предпрофиль-ных курсов для каждого учащегося данной территории в 4 раза.

В целях регламентации деятельности ОЦ министерство образования и науки самарской области разработало изменения и дополнения в уставы подобных образовательных учреждений, которые изложило и рекомендовало к использованию. Всего в регионе сформирована сеть из 166 ОЦ, из которых 118 созданы в рамках реализации Проекта «реформа системы образования» (ПрсО) ( из них 70 - в сельской местности). В республике чувашии [5], вследствие определенных социально-географических условий, как-то: большая плотность населения, преимущественно сельскохозяйственное производство, близкие расстояния между населенными пунктами, но сильно пресеченный овражистый ландшафт, затрудняющий организацию подвоза детей, - данный регион имеет свои особенности в принципах модернизации образовательных сетей в сельской местности. Здесь в большей мере, чем в самарской области, реализуется принцип пешеходной доступности), для учащихся (что не отменяет принципов транспортной доступности, и доля охваченных подвозом детей ежегодно возрастает, проще организовать сетевое взаимодействие образовательный учреждений, т.к. они находятся недалеко друг от друга и легче координировать совместные действия.

Наряду с базовой школой, здесь большое распространение получила иная модель концентрации образовательных ресурсов - социокультурный образовательный комплекс (см. рисунок. 2), когда в рамках одного учреждения реализуются функции и объединяются ресурсы других учреждений социальной сферы: школы, клуба, сельской библиотеки, дома культуры, медицинской амбулатории, иногда милиции или органов местной администрации.

Преимущества такого объединения очевидны - ресурсы различных ведомств, которых недостаточно, чтобы содержать три отдельных здания, платить зарплату персоналу, обеспечивать качественное предоставление социальных услуг, объединяются; школа получает дополнительные возможности для социализации учащихся, организации профильного обучения, становится действительно социокультурным центром села, объединяя в своих стенах взрослое и подрастающее поколения.

Другие ведомства используют ресурс образовательной сети для организации и предоставления населению социальных услуг. наиболее эффективно эта модель работает, когда объединение происходит в рамках одного юридического лица, с одним руководителем (директором Оу). к сожалению, нормативная база такого объединения в настоящее время до конца не проработана.
При всей региональной специфике можно заметить общее в принципах и моделях модернизации образовательных сетей в сельской местности:

1. уменьшение количества Оу - юридических лиц, как следствие - высвобождение определенных финансовых ресурсов на развитие системы образования и концентрация образовательных ресурсов в крупных, современно оснащенных школах с большим количеством учащихся на старшей ступени;
2. уменьшение за счет эффекта масштаба расходов на одного обучающегося и возможность распоряжаться высвободившимися средствами;
3. рост доступности качественного образования для всех учащихся данной территории (ученики из филиалов постепенно переходят в хорошо оснащенную базовую школу на старших ступенях образования) (см. рисунок 3);
4. более эффективное распределение образовательных ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования на территории, организация взаимодействия учреждений разного типа и вида в предоставлении образовательных услуг, развитие форм дистантного образования.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.