В самарской области [3] принцип концентрации ресурсов в процессе оптимизации сети реализуется через создание ресурсных центров профессионального образования (рЦПО) - учреждений нПО/сПО, обладающих уникальной ресурсной базой для подготовки специалистов определенного профиля и оказывающих образовательные услуги с использованием этой базы учащимся других уПО. стратегическая цель рЦПО - повышение конку рентоспособности региональной экономики путем подготовки актуальных кадров, востребованных региональной экономикой. Выбор направлений профессиональной подготовки в рЦПО основан на перечне приоритетных отраслей экономики и сфер развития региона (например, в самарской области это определено Программой экономического и социального развития до 2008 г.). Важным условием при этом становится изучение и гибкое реагирование на требования рынка труда.
За время выполнения Проекта число учреждений начального профессионального образования уменьшилось вдвое при принципиальном постоянстве контингента обучающихся. Образованы крупные многоуровневые и многопрофильные учебные заведения, предлагающие свыше 20 специальностей, ряд программ подготовки, с контингентом обучающихся до 3 500 студентов. например, в Воронежской области созданы новые элементы инфраструктуры, изменены способы управления. В 2003 году в чувашской республике [5] на базе существовавших учреждений начального профессионального образования созданы 11 ресурсных центров нПО, относительно равномерно распределенных по территории республики (в 12 из 21 района, с учетом филиалов). два рЦПО осуществляют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. если раньше в них обучались ученики образовательных учреждений восьмого вида (умственно отсталые дети), то в настоящее время на их базе ведется подготовка воспитанников образовательных учреждений первого вида (глухонемые дети), второго вида (слабослышащие дети), шестого вида (дети с нарушением опорно-двигательного аппарата) и седьмого вида (дети с задержкой психического развития), что свидетельствует о повышении доступности начального и среднего профессионального образования.
Основными механизмами осуществления оптимизации сети учреждений профессионального образования в Воронежской области [1] являются:
Преобразование унПО в средние специальные учебные заведения - колледжи. реорганизация путем присоединения. создание ресурсных центров - многопрофильных, многофункциональных областных государственных образовательных учреждений нПО.
Вхождение унПО в состав вузов и ссузов в качестве структурных подразделений.
Cоздание государственных автономных некоммерческих организаций - последний механизм еще не отработан за недостаточностью нормативной базы.
Приведем некоторые варианты оптимизации сетей профессионального образования в городском пространстве:
- объединение двух или более однопрофильных учреждений в одно для концентрации и более эффективного использования ресурсов; - создание многопрофильных и многоуровневых учреждений (например, многопрофильные губернские колледжи), их территориальное объединение; - преобразование учреждений нПО, реализация на их базе программ среднего профессионального образования;
- создание образовательных консорциумов - учреждений для разработки современных образовательных программ подготовки профессиональных кадров. на основании вышесказанного проведем типологизацию моделей модернизации в зависимости от социально-экономических особенностей муниципальных образований. По мнению автора, можно выделить 4 типа моделей:
- сельская распределенная модель модернизации - сеть представлена общеобразовательными учреждениями, находящимися в одном муниципальном образовании, образовательными округами, сформированными вокруг базовых школ, расположенных в сельской местности; - сельская концентрическая - сеть представлена общеобразовательными учреждениями, находящимися в одном муниципальном образовании, образовательными округами, концентрически сформированными вокруг базовых школ, расположенных в городской местности - центре муниципального образования; - межмуниципальная концентрическая - сеть представлена общеобразовательными учреждениями, расположенными в сельской местности одного муниципального образования и базовыми школами в городе (другое муниципальное образование); - городская - сеть представлена независимо функционирующими (территориально и/или юридически) образовательными учреждениями, реализующими программы начального, основного и среднего (полного) образования расположенными в городах. Таким образом, система образования организуется так, чтобы эффективно решать поставленные перед ней задачи. смена условий функционирования системы и задач, ею решаемых, требует изменений в устройстве самой системы образования, оптимизации ее ресурсов. ПрсО была разработана и осуществлена программа такой организации образовательных ресурсов, которая позволяет рассчитывать на получение новых образовательных результатов при эффективном устройстве самой системы.
список литературы:
1. коган е. Я., Фишман л. и., Посталюк н. Ю., Прудникова В. а., Тюрина н. В., негрей е. а. Опыт модернизации управления территориальной системой образования на основе образовательных округов : оценка эффективности : монография / Под общей редакцией проф. е. Я. когана. - самара, изд-во сПГу, 2006. - 122 с.
2. материалы интервью по вопросам подготовки и реализации программ модернизации сети учреждений общего образования с представителями регионов рФ : самарская область, чувашская республика, Псковская область ( г. Гремячинск ) , Пермская область , республика карелия , республика саха ( Якутия ) , ростовская область , ставропольский край , Тюменская область , Ярославская область : любимский муниципальный округ , некоузский муниципальный округ , ростовский муниципальный округ. Ярославль , 2007. - 55 с.
3. материалы комплексного социологического исследования среди населения российской Федерации по вопросам оценки состояния системы образования, отношения населения к планам модернизации системы образования и отдельным направлениям их реализации. министерство образования , московская школа социальных и экономических наук академии народного хозяйства при Правительстве российской Федерации. м. , 2003. - 50 с.
4. методологические проблемы управления реформированием образования : материалы научного семинара. - самара , 2005. - 60 с.
5. Опыт работы чувашской республики по апробации моделей модернизации сети сельских школ / сост. : е. и. лазарева [и др.]. - м. : аПкиПрО, 2006. - 70 с.
6. сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. - м., 2003.