Лилия Анатольевна Кошелева
кандидат культурологии, доцент,
зав. кафедрой «Управление персоналом»
ГОУВПО «ОГИМ»
Раскрывается специфика обучения в системе дополнительного профессионального образования, в том числе сущность и специфика содержания подготовки менеджеров. Анализируются компоненты ключевой профессиональной компетентности, необходимые современному руководителю.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, ключевая профессиональная компетентность.
Проблема подготовки управленческих кадров в стране становится ещё более актуальной в условиях финансового кризиса. От компетентности руководителя, его профессионализма, способности определять приоритеты развития, устанавливать четкие цели и добиваться их осуществления зависит не только процветание отдельных субъектов хозяйственной деятельности, но и выживание государства в целом.
Система управления организацией представляет собой сложную систему управления, основанную на взаимодействии с рынком товаров, услуг и технологий, рынком труда, рынком образования, рынком интеллекта и знаний. соответственно, начинать решение проблем, вызванных финансовым кризисом, нужно с подготовки руководящих работников и специалистов, способных выстроить такую систему управления.
Одним из действенных инструментов решения проблемы подготовки управленческих кадров является система дополнительного профессионального образования. дополнительное профессиональное образование (дПО) - направлено на непрерывное повышение квалификации, переподготовку специалистов и профессиональную переподготовку граждан в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, разработанными на основе квалификационных требований к профессиям и должностям и включающими в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование.
Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
дополнительное профессиональное образование (дПО) - одно из наиболее перспективных направлений развития образовательной деятельности, позволяющее реализовать принцип «Образование через всю жизнь». как самостоятельный уровень современного образования дПО является управление в обраЗовательной сфере национальным, российским понятием.
В развитых странах мира существует другое понятие - образование взрослых. По международной стандартной классификации образования, разработанной ЮнескО в 70-90-х гг., образование взрослых - это любая организованная и обладающая преемственностью коммуникация, преследующая цель обучения лиц, завершивших школьное или университетское образование, и адаптированная к их нуждам. Понятие «образование взрослых» - означает весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию [9, с. 34].
Образование взрослых как важнейшая часть непрерывного образования или образования в течение всей жизни, все больше становится не только необходимостью, но и обязанностью граждан. Образование взрослых сегодня следует рассматривать не как узкое специальное образование, переквалификацию или получение новой специальности, а как комплекс, ориентирующийся на быстро изменяющиеся условия внешней бизнес-среды, разнообразные умения и навыки, гибкость и непрерывность профессиональной подготовки, готовность к большой трудовой мобильности в пределах регионов, конкретной страны и международного сотрудничества.
Подготовка менеджеров в системе дПО имеет свои особенности, обусловленные как спецификой целевой аудитории, так и содержанием обучающих программ. Так, слушателями президентской программы подготовки управленческих кадров (программа профессиональной переподготовки, реализуемая в российской Федерации с 1998 г.) являются взрослые, сформировавшиеся люди, имеющие профессиональное образование и практический управленческий опыт не менее 3 лёт. соответственно, при разработке обучающих программ для них необходимо исходить из принципов акмео-логии и андрагогики и учитывать, в первую очередь, субъектную позицию слушателя.
По опросам данной категории лиц на программу слушатели приходят приобрести, обновить или пополнить свои знания в области менеджмента, получить информацию о новейших технологиях в управлении, изучить конкретный опыт предприятий, иногда даже конкурентов, разобраться в новых нормативно-методических документах и т.д. Таким образом, содержание программ подготовки менеджеров должно определяться, прежде всего, тем обстоятельством, что от программы дПО ждут развития таких компетенций, которые помогут решать прагматические задачи, возникающие в управленческой деятельности.
Понятие «компетентность» определяется в «российской педагогической энциклопедии» как «владение специалистом суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его профессиональной деятельности, общения и личности специалиста как носителя определенных ценностей, идеалов и профессионального сознания». Подавляющее большинство исследователей считает необходимым формирование знаний и умений менеджеров доводить до устойчивых управленческих способов действий (компетенций), обеспечивая в комплексе со способностями и профессионально значимыми качествами личности постоянную готовность менеджера к выполнению управленческой деятельности.