Это последнее испытание, которое прошли участники олимпиады - 225 школьников 9-11-х классов, прибывшие в Оренбург из 66 субъектов РФ. Сегодня они защищали свои экологические проекты. О чем они?
Десятиклассник из Калининграда Олег Морозов всерьез обеспокоен нерациональным использованием Форелевого озера, в котором обитают редкие виды рыб, например судак и кумжа. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что для их сохранения необходимо создать заказник и сделать озеро охраняемой территорией. Совместно со своими научными руководителями Олег составил примерный план строительства заказника и отправил запрос в нужные инстанции о переводе водоема в высшую рыбохозяйственную категорию. А пока старшеклассник ждет ответ, он продолжает свои наблюдения.
- Я заметил, что за все то время, пока мы проводили исследования, рыбаки стали бережнее относиться к природе: не оставляют на берегу мусор, - рассказывает Олег Морозов, - были установлены знаки, запрещающие мойку машин. Если каждый будет любить природу и заботиться о ней, то экологических проблем станет меньше.
Чтобы уникальные белгородские черноземы продолжали давать богатый урожай, одиннадцатиклассница из города Белгорода Анжела Гаджикеримова предлагает перейти на биологическое земледелие.
- В течение года с моим научным руководителем мы проводили различные опыты с почвой, в том числе определяли ее структурно-агрегатный состав, - объясняет Анжела, - и пришли к выводу, что многие показатели за сто лет ухудшились в 2,5-3 раза. И если так будет продолжаться дальше, то нам грозит опустынивание.
Школьница опытным путем определила, что из-за тяжелой сельскохозяйственной техники почва изменила свою структуру и окислилась, уменьшился плодородный слой. Выход - использовать более легкую технику, исключить применение различных химических удобрений, применять севообороты.
- Понимаю, что это большие финансовые затраты, - говорит старшеклассница, - но оно того стоит, потом природа вернет все сторицей.
Перед членами жюри стоит непростая задача: по достоинству оценить каждый проект.
- Я помню первую олимпиаду, - рассказывает ее основатель, профессор кафедры биологии и экологии Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова Дмитрий Теплов. - Тогда проекты не имели такой хорошей научной базы. Например, один участник целый год самостоятельно наблюдал за жизнью бурого медведя просто потому, что берлога животного находилась недалеко от его села. В девяностых годах этот простой дневник жизни хищника вызвал большое одобрение у членов жюри. Сегодня такие проекты не получат высокую оценку, да и сами участники интересуются природой гораздо глубже. Это уже серьезные научные работы. Ребята стали исследовать актуальные вопросы. В частности, в этом году у нас много проектов, посвященных исследованию своих учебных заведений. Ребята определяют, как должен быть озеленен школьный дворик, подбирают правильное освещение, расположение классов, размеры парт и стульев. И это не может не радовать.
Пока одни защищали проекты, другие участники олимпиады совершали экскурсию по научной библиотеке ОГУ. Школьникам показали геологический музей университета, где собрана уникальная коллекция минералов и полезных ископаемых, а также провели лекцию в музее истории ОГУ, в котором работает выставка «100 рушников России». Кроме того, в Японском информационном центре ОГУ ребята смогли пообщаться с преподавателем из Страны восходящего солнца Томоко Исибаси и прикоснуться к старинным изданиями в отделе редких и ценных книг.
Чтобы определить победителей и призеров олимпиады, члены жюри просуммируют баллы теоретического тура, проходившего 7 апреля, и результаты, полученные сегодня в ходе защиты экологических проектов. Торжественное награждение состоится 11 апреля в Студенческом центре ОГУ - ДК «Россия».