Вопросы профессиональной компетентности специалиста привлекают внимание современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R. L. Oxford, R. S. Scarcella, E. W. Stewick, E. Tarone, D. Yule). Как показывает анализ исследований данной проблемы в ведущих зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция), происходит смещение акцента к требованиям современного работника с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств.
В американской социальной науке разработана модель «компетентного работника», получающая распространение в мире труда, в которой предпринимается попытка выделить комплекс индивидуально-психологических качеств специалиста, в который входят: дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию (Д. Ж. Мерилл, Д. Юл, И. Стевик). Важной особенностью этой теории является акцентуация саморазвития личности, под которой понимается процесс самоизучения, при котором личность принимает требования, трансформирует их для себя, адекватно уровню сознания, развития способностей, сформированности потребностей. Мы полагаем, что саморазвитие - это не только осознанный процесс формирования профессионального мастерства, самообразования и самосовершенствования, но и мотивированный, целенаправленный свободный выбор и стремление достичь желаемого уровня профессиональной компетентности.
В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности [7]. Это такое явления, которое «состоит из большого числа компонентов (39 видов), многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [7, c. 253]. При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности» [7, с. 258].
Основная роль в формировании профессиональной компетентности отводится проблемно-практическому аспекту, а в общекультурной - смысловому и коммуникативному. В целом важны все аспекты, т.к. профессиональное образование направлено на подготовку общекультурной и компетентной во многих областях личности человека. Подход Н. C. Розова лежит в основе разработки Государственного образовательного стандарта для специалиста любого профиля, т.к. отражает одноименные аспекты его подготовки. Профессиональная компетентность является производным компонентом от общекультурной компетентности любого человека. Культура личности возвышается над ее компетентностью, т.к. включает «степень развития личности и ее совершенства, в т.ч. качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования». Достаточно близкой в смысловом отношении с подходом Н. C. Розова является концепция личностно-ориентированного образования волгоградского ученого В. В. Серикова, в которой сущностью образования исследователь считает проектирование таких ситуаций личностного развития, в которых стало бы возможно свободное жизнепроявление личностных сил, увлечений, знаний, умений и навыков человека в смыслотворческой деятельности, способствующей обретению им профессиональной компетентности. В одной из последних работ А. К. Марковой уточняется определение профессиональной компетентности, как «психического состояния, позволяющего действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов. Как видно из определений, основополагающим компонентом компетентности выступает операционно-деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности. Н. И. Запрудский под профессиональной компетентностью понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня». По мнению автора, в модель профессиональной компетентности входят познавательные мотивы, ранее усвоенные профессионально значимые знания, избыточные или «несвоевременные» знания, аспекты подготовки, подлежащие усвоению, результативные диагностики и самодиагностики.
Обобщая вышеуказанные определения, можно представить состав профессиональной компетенции менеджера в виде схемы (см. Схема 1). Выступая как индивидуальный субъект профессиональной деятельности, менеджер репрезентирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике менеджера всегда соединяются плоскости аксиологическая и когнитивная, знаниевая. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общекультурные знания и предметно-профессиональные. Являясь членом трудового коллектива, менеджер всегда выявляет себя как личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
Схема 1 - Компоненты профессиональной компетентности менеджера
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
Мотивационный
Когнитивный
Профессиональная компетентность
Операционно-деятельностный
Рефлексивный
Анализируя состав действий для разных типов профессий по Е. А. Климову, отмечается четыре группы действий менеджера как члена трудового коллектива и потенциального руководителя:
- двигательные;
- познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия;
- действия межличностного общения;
- действия по согласованию усилий.
Отметим, что менеджер как субъект деятельности осуществляет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы). Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры менеджера как ее субъекта. Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели, которую ставит субъект: гностическую (познавательную), цель преобразования или изыскания, причем, вторая и третья связаны с постановкой задачи и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов, людей. Соответственно профессиональная деятельность, прежде всего, предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач.
Мы рассмотрели различные подходы к содержательному наполнению понятия «профессиональная компетентность» и стремились обратить внимание на постепенное уточнение содержательной части этой категории. Вместе с тем, особое значение для нас имеет тот аспект проблемы, который связан с источником ключевого определения изучаемого понятия, что помогает нам выявить собственное понимание данной категории. В нашем исследовании мы шли от понимания профессиональной компетентности как интегра-тивного (системного) свойства личности менеджера, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной (экономической, управленческой и т.п.) областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в работе, открытого к динамичному общению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности. Исходя из вышеизложенного, уточним понятие профессиональная компетентность менеджера - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в профессиональной области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения. Основанная на степени практического освоения менеджером профессии компетенция выражается в уровне управленческого профессионализма.
Библиографический список:
1. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2008. - 815 с.
2. Веснин В. Р. Менеджмент в схемах и определениях : учеб. пособие / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2008. - 120 с.
3. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - Гардарики, 2003. - 288 с.
4. Гапоненко А. Теория управления / А. Гапоненко, А. Панкрухин. - Москва, РАГС, 2003. - 568 с.
5. Пономарев Н. Л. Образовательные инновации : государственная политика и управление : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Инноватика», «Педагогика» / Н. Л. Пономарёв, Б. М. Смирнов. - М. : Академия, 2007. - 202 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
7. Сагадеева Р. Э. Компетентностный подход в современном образовательном процессе / Р. Э. Сагадеева // Вестник университета. - Издательский дом ГУУ. - № 8/8, 2007. - 349 с.