Волкова Любовь Петровна
к.п.н., декан факультета экономики ОГИМ
Вступление человека в информационную цивилизацию, ускорение процессов глобализации, развертывание конкурентной борьбы на рынках труда, в том числе с учетом влияния факторов глобального кризиса, определяют нарастающее внимание общества и государства к вопросам подготовки специалистов-управленцев и развитию профессиональной компетентности менеджеров. Подготовка и формирование управленческого корпуса, повышение профессионализма менеджера, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы профессионального образования России.
Обзорный анализ научной литературы С. Андреева, Г. Атаманчука, М. Афанасьева, А. Вишневского, В. Граждана, М. Дмитриева, М. Капустина, И. Клямкина, В. Никонова, А. Панкрухина В. Смолькова, Л. Якобсона и др. показал, что в настоящее время существуют разные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности субъектов профессиональной деятельности, ее роли в определении успешности профессиональной деятельности, чем подчеркивается исключительная сложность данного явления.
Термин «компетенция» имеет профессионально-технологическое назначение. «Компетенция» - это личная способность специалиста решать определенный класс профессио-
нальных задач. Его употребляют, когда говорят о навыках деятельности, определенных умениях, а также о совокупности функциональных полномочий, прав и обязанностей (предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу).
Так, понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».
Компетентность характеризует степень владения различными навыками, осуществления той или иной деятельности. Она проявляется в различных сферах социальной и профессиональной жизнедеятельности - экономической, политической, социальной, нравственной, педагогической, психологической, правовой (юридической), управленческой и т.д.
В рамках социологии управления компетентность понимается как когнитивно-деятель-ностное явление. То есть, в его понятии выражается способ познавательно-научительного отношения к социальному миру вообще и к управленческой действительности в частности.
Содержание компетентности включает в себя, в первую очередь, знания, умения и навыки, обеспечивающие рациональное адекватное отражение объективной реальности. Компетентность воплощает в себе совокупность способов «рационализации» деятельности субъектов с целью достижения на коммуникативной основе упорядочения (согласия) их взаимоотношений с существующими условиями функционирования и развития социальных систем.
Практически все составители словарей проводят разграничение категорий «компетентность» и «компетенция». Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как «компетенции» нет единого толкования. Это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен»:
- «измерения, например, кластеры поведения, которые конкретны, наблюдаемы и оцениваемы во время проведения центров оценки» (V. Dulewicz 1989);
- «базовая характеристика человека, которой может быть мотив, черта личности, навык, аспект я-образа, социальная роль или знания...» (Boyatzis 1982);
- «ряд схем или моделей поведения, которые нужны работнику для того, чтобы выполнить задачи или функции на должном уровне» (C.Woodruffe 1992).
Можно найти такие определения КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ «компетенции», как «круг вопросов,
явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, подлежащих чьему-нибудь ведению, вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».
Как показывает анализ названых дефиниций, «компетенция» является производным понятием от «ком-Рисунок 1 петентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умения и навыки человека, в то время как «компетентность» - семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека. Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный» (см. Рис. 1).
Принципиальное, на наш взгляд, отличие компетенции и компетентности состоит в том, что компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же в свою очередь является понятием функциональным.