ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Шульчева Ольга Борисовна
к.полит.н., доцент ГОУВПО «ОГАУ»

В современной ситуации обновления российского общества, реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема профессионализма педагога. Применительно к условиям высшей школы о профессиональной личности педагога можно вести речь, имея в виду наличие у него сознания, побуждающего к продуктивной, преобразующей профессиональной деятельности, а оно становится таковым, когда личность осмысливает свою педагогическую деятельность в научно-педагогических понятиях и категориях. Формирование такого сознания - цель педагогической деонтологии, призванной исследовать профессиональную деятельность в образовательной сфере. Нормативные требования к профессиональному поведению формировались педагогами и философами за много лет до введения термина «деонтология». Так, в произведении «Афинская политика» Аристотель отмечал, что педагогическая деятельность в античном обществе имела популярность и большое общественное значение. К людям, избранным на пост воспитателя молодежи, предъявлялись требования, регламентирующие их поступки в отношении к государству и воспитанникам [45].

Древнеримский ученый-мыслитель М. Ф. Квинтилиан писал в сочинении «О воспитании оратора», что педагогом может быть высокообразованный человек, любящий детей, понимающий и изучающий их [46].

Велика роль чешского педагога (XVII в.) Яна Амоса Коменского в развитии принципов педагогической деонтологии. Свое развитие деонтологическая линия в педагогике получила у мыслителей эпохи Просвещения - Жан-Жака Руссо, И. Г. Песталоцци, распространивших принципы гуманизма на проблемы воспитания. Например, немецкий просветитель Адольф Дистервег (начало XIX в.), выступая за демократизацию образования, сформулировал требования к педагогу, которые и сейчас применимы как в средней, так и в высшей школе: обязанность любить свою профессию, заниматься самосовершенствованием, быть гражданином и отстаивать профессиональные убеждения, быть бодрым, энергичным, оптимистичным, строгим, требовательным, справедливым.

В развитие педагогической деонтологии огромный вклад внесли отечественные педагоги XIX в. Н. А. Добролюбов, и К. Д. Ушинский и выдающиеся ученые XX в. П. П. Блон-ский, Л. С. Выгодский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Фактически они заложили теоретические основы педагогической деонтологии, которая активно развивается сегодня.

Педагогическая деонтология в вузе связана с рядом ее существенных особенностей: со спецификой высшего образования как познавательной деятельности; с конкретной вузовской структурой; с возрастными психологическими качествами студентов; со статусным уровнем преподавателя; с профессиональной направленностью его личности и уровня сформированности профессионально-ролевого поведения, предъявляемыми педагогу обществом, государством, исторической и социальной средой. Под «нормами» здесь понимаются стандарты профессионального поведения и деятельности, то есть: во-первых, педагог должен выполнять формализованные, документально закрепленные требования; во-вторых, требования-нормы, сохраняющиеся в данной социокультурной среде (субъективное отношение к которой создает ценностную ориентацию).

Нормы профессионального поведения всегда историчны и конкретны, они вырабатываются людьми в соответствии с требованиями их жизни и деятельности. Политическая система, социально-экономические отношения, национальные, культурные традиции в данной стране определяют и цели, содержание образования и соответствующие требования к профессиональному поведению педагога.

В связи с вышеизложенным отметим, что в настоящее время парадигма педагогического мышления меняется, так как изменился сам тип культурно-исторического исследования в образовании. В его рамках главным становится проектно-ориентированное сознание человека, способного к свободной реакции на нестандартные условия жизни, активно выстраивающего свое будущее. Поэтому российское общество все больше нуждается в педагогах с потребностью в саморазвитии, активных, инициативных, обладающих аутодидактически-ми навыками.

В современной России политические, социально-экономические, духовные преобразования делают особенно актуальным вопрос о разработке четких ориентиров профессионального поведения педагогов средней и высшей школы. Современная ситуация ставит перед педагогом вуза новые сложные проблемы, которые требуют срочного решения. Это проблемы, вытекающие из разрыва между образованностью и воспитанием; возникающие из-за социального неравенства студентов, бедности их духовных интересов.

Профессиональная деятельность и поведение вузовского педагога - многофакторный, сложный процесс. В условиях быстро меняющегося содержания знаний повсеместно осуществляется реформа общего и высшего образования, и, хотя каждая страна решает эти проблемы по-своему, в целом можно выделить следующие основные направления реформ: демократизация, гуманизация, гуманитаризация образования; интеграция; фундамента-лизация и компьютеризация.

Остановимся на важнейшем направлении - «Демократизация - гуманитаризация - гуманизация образования». В своем влиянии на деонтологию в вузе данное направление проецируется в основном на профессиональную личность педагога, т.е. на ее типологию, профессионально значимые свойства, индивидуальность, самосовершенствование и самовоспитание, этику поведения, социальные и гражданские качества.

Действительно, нормированное представление о качествах педагога-профессионала выводится из общественных потребностей в подготовке гармонично развитой личности, определяя гуманистические цели и направленность деятельности. Профессиональная личность педагога - это личность творческая, стремящаяся к самоактуализации. Требования к личности педагога вуза сегодняшнего дня отражают диалектическую взаимосвязь его профессиональной роли, духовных и социальных ценностей.

Очевидно, что в настоящее время в развитых странах четко обозначился феномен продуктивности жизни каждого человека, повышение его социальной ценности и самоценности. Гуманистическая ориентация общества направлена на возрастание роли как субъекта жизни, а это показатель социального прогресса, цивилизованности той или иной страны, более того, это - необходимое условие выживания человека.

Вместе с тем одной из распространенных ошибок современного высшего образования является технократизм, вымывание из подготовки специалиста гуманитарной компоненты, и здесь повышающиеся требования к профессиональным знаниям, которые обслуживают экономический рынок, вступают в конкуренцию с общегуманитарной подготовкой специалиста, направленной на развитие его личности. Увеличение доли гуманитарных знаний в подготовке студента должно свидетельствовать о том, что образование не только дает специальность, но формирует духовно развитого человека, владеющего формами социального общения, умеющего осваивать новую информацию, жить в изменяющемся мире. Следовательно, высшему российскому образованию необходимо быстрее и полнее переориентироваться на продуктивно-гуманистический тип обучения, переконструировать систему ценностей педагога на гуманистическую направленность, на саморазвитие творческих качеств личности преподавателя. Действительно, общество нуждается сегодня в широко образованных, гуманистически настроенных людях. Специалисты по проблемам высшего образования подчеркивают важность решения этой задачи. Так, например, комиссия Кар-неги в докладе «Цели и функционирование высшего образования США» обращает особое внимание на необходимость широкого интеллектуального развития студентов, формирования у них эстетическою и этического отношения к миру, «критической оценки общества ради общественного обновления» [47]. К сожалению, реализовать эти установки в вузе еще очень непросто.

То есть применительно к содержанию и практическим целям педагогической деонтологии в вузе важно учитывать, что гуманизация образования означает в современных российских условиях социальный запрос на наличие яркой педагогической индивидуальности. Научная, педагогическая, психологическая, философская мысль доказала, что индивидуальность есть глубинная основа личности.

В связи с пониманием личности как социально-индивидуальной целостности заметим, что в зависимости от направленности и содержания общественных процессов в определенный исторический период развития конкретного общества на первый план по значимости может выдвигаться какая-либо одна из сторон целостности личности. Преобразования всех общественных структур в России в конце XX в., гуманизация и демократизация общественной жизни потребовали обратить особое внимание на человеческую индивидуальность. Для гуманистической направленности общественных процессов индивидуальность самоценна как важнейшее свойство, сущностный признак личности.

Длительное время в истории нашей страны индивидуальность не только не доминировала, но и настойчиво подавлялась тоталитарно-авторитарной политической системой. Такие явления, как деиндивидуализация, функциональный подход к личности, низводящий ее до роли «винтика» государственной машины, препятствуют развитию общества и личности. Массовое сознание, общественное мнение, политическая культура формировались таким образом, что они не одобряли людей инициативных, творческих; культивировалось презрение к профессионалам. Установились отношения, которые журналисты метко назвали «диктатурой троечника». Аналогичная ситуация обнаруживалась и в образовательной среде. Здесь творческая активность, самосовершенствование личности как педагогов, так и обучаемых жестко ограничивались, авторитарная направленность системы управления педагогического менталитета уничтожали творчество, индивидуальность.
Важно отмстить, что в ходе формирования индивидуальности создаются особо благоприятные возможности для развития способностей. Это объясняется, прежде всего, спецификой самих способностей, заключающейся в том, что в них как творческих силах, свойствах личности, характеризующих ее индивидуальность, неразрывно связаны субъективные и объективные факторы, определяющие ее развитие. Известный психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что способности, являясь внутренними, субъективными условиями развития человека, в то же время формируются под воздействием внешних, объективных факторов, в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Главное в этом плане означает: надо иметь соответствующие внешние и внутренние условия для выражения сущностной человеческой потребности - в актуализации способностей, в самореализации индивидуальности.

Что сегодня является главным для реализации профессиональных личностных способностей педагога высшей школы? Это, прежде всего, материальные и духовные условия для творческого педагогического труда, который должен не только материально высоко вознаграждаться, но и повсеместно пропагандироваться как высокая духовная ценность. Педагог и есть участник преобразующей социальной деятельности, а ведь именно такая деятельность наиболее четко выявляет человеческую индивидуальность. В качестве одного из условий реализации индивидуальности педагога, творческих способностей выступает его собственная (внутренняя, субъективная) ориентация на развитие способностей как субъекта самосовершенствования и саморазвития.
Таким образом, высокая творческая активность, инициатива, профессиональные способности, развитая индивидуальность - это такие необходимые деонтологические качества педагога в вузе, которые в преобразующий период российской действительности особенно важны.

© 2021 Образовательный портал Оренбургской области.