Учитывая некоторые закономерные особенности психического и социального развития вчерашнего школьника, следует обратить особое внимание на сложности, связанные с процессом ломки в вузе прежних школьных стереотипов учения. Новая, непривычная для учащегося социокультурная среда и более свободный характер организации занятий активизирует на первом-втором курсах кризис личностного и профессионального самоопределения, который должен был бы наступить еще в старших классах школы.
Профессиональное самоопределение основывается на системе жизненных смыслов, которые определяет для себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную ситуацию, однако и обратное влияние чрезвычайно сильно.
Недостаточно осмысленное перемещение собственного «Я» в ситуацию, не отвечающую жизненным смыслам, по мере развития личности приводит к конфликту между текущей деятельностью и жизненными целями человека, которые эту деятельность либо позволяют, либо не позволяют реализовать. Нарушение деятельностно-смыслового единства ведет, в конечном счете, к тотальной дисгармонии личности, внутриличностному конфликту, невротическому развитию.
Студенты чаще всего сами не могут изменить ситуацию жизненного и профессионального самоопределения, т.к. они недостаточно зрелы для этого в психологическом и в социальном планах.
Школа не учила самоанализу, не актуализировала их личностные возможности для выбора; вуз в нынешних условиях больше занят собственной перестройкой в направлении обогащения содержания образования и внесения компонентов, «развивающих личность», и не идет на создание соответствующих структур, необходимых для поддержки и развития потенциала профессионального самоопределения студентов.
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности. В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании учебы и влияние семейной традиции, советы родителей.
Важное место в мотивации студентов даже в сегодняшних условиях отдаётся надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше - у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%. Он отражает реальную, ситуативную реакцию на рынке труда. Этой же причиной объясняется обилие рождающихся коммерческих форм образовательной подготовки по этим специальностям. Но рынок быстро насыщается специалистами со «скоростной» подготовкой, а дефицит квалифицированных профессионалов остаётся. Разброс мнений, естественно, связан с противоречивостью отражения в молодёжном сознании феномена «хорошая работа», соотносимого с престижем занятия, с гарантиями трудоустройства по специальности, с нормальными условиями и оплатой труда, с содержанием и творческой наполненностью профессиональной деятельности.
В число мотивов выбора вузов включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высок, соответственно и ниже доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни.
В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены (каждый второй - полностью). Но определённые различия есть. Меньше, чем в среднем по массиву, неудовлетворённых среди студентов - юристов и архитекторов. Кроме причин, отмеченных при анализе мотивации выбора, видимо сказывается и эффект «массовости» профессии. Чем больше распространена профессия (что и влияет на выбор), тем больше неудовлетворённых, хотя всё - таки растущая самостоятельность выпускников школ и трудности поступления в вузы приводят к тому, что число неудовлетворённых выбором сокращается.
Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как же планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза?
В целом четвёртая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42% - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1:2, по специальности и не по специальности 5:1. Именно тут основная проблема. Студенты в основном удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих негосударственных структурах.
Около 16% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Заметим, что развитие науки и фундаментального образования всегда было делом государства. Сегодня в нашем обществе нет таких коммерческих структур, которые могли бы конкурировать с государством по инвестициям в эти сферы. Поэтому вполне естественно, что сокращение государственных расходов на науку и образование вызвало и отторжение интереса к этим сферам деятельности. Складывается парадоксальная ситуация, когда государственные вузы не выполняют государственные задачи - готовить кадры для фундаментальных направлений науки и образования, т.е. не могут осуществлять свою важнейшую функцию.
Хотели бы уехать за границу учиться и работать 16% студентов. Доля тех, у кого планов на будущее нет, составляет 11%.
Существенно влияет на профессиональное самоопределение в системе высшего образования мотивация личности. Мотивы получения образования и профессиональной подготовки зависят от сложившегося ранее отношения к обучению и к избранной профессии, а также нельзя не заметить существенного влияния этнического фактора на характер процесса профессионального становления студента.
Несомненно, что представители того или иного этноса обладают некой ментальностью, выраженной в особенностях национальной культуры, в колоритных ценностных установках и в приоритетах сфер деятельности. Эти особенности и приоритеты в большей или меньшей степени находят отражение в мотивационной структуре личности, порой существенно влияя не только на выбор образовательной траектории человека, но и на профессиональную самоидентификацию: соотношение образа «Я» с образом профессионала - представителя той или иной профессии.
Один из операционализированных факторов - «Возможность стать специалистом». Как выяснилось, студенты русской национальности недостаточно высоко оценивают степень его значимости. Более чем 65% русских студентов основным мотивом обучения обозначили «Возможность получить универсальную подготовку с целью переквалифицироваться и работать в другой сфере». А также выделился такой мотивационный фактор, как социальная и профессиональная традиции семьи студента, престижность профессии и её востребованность в данной стране.
Кроме указанных, обращает на себя внимание и следующий мотив - «Возможность получить хорошее образование».
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется, сильно затруднён. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодёжи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъёме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворённости студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Итак, молодёжь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестаёт быть границей трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда.
Библиографический список
1. Брушлинский А. В. Проблемы субъекта в психологической науке / А. В. Брушлин-ский // Психологический журнал. - 2004. - № 6.
2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2004. - № 3.
3. Курлов А. Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования / А. Б. Курлов. - Москва-Уфа : УАИ, 1992. - 132 с.
4. Лисовский В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. - Л. : Наука, 1974. - 225 с.
5. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников высшей школы / М. Н. Рутке-вич // Социологические исследования. - 2004. - № 2.
6. Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и социальные перемещения / Ф. Р. Филиппов // Вопросы социальной и профессиональной ориентации молодежи. - 1982. - № 1.