Усиление идеологического контроля коснулось не только интеллигенции, но и всего советского общества. Одной из причин стало участие большого количества простых граждан в освободительном походе против фашизма по многим странам Европы. Впервые оказавшись в другом мире, советские люди получили возможность сопоставить жизненные реалии двух систем. Сравнение, как правило, оказывалось не в пользу Советского Союза. Поэтому новой существенной чертой в идеологической жизни послевоенных лет стал акцент на борьбу с проявлениями преклонения и низкопоклонства перед Западом [5].
Отрицательное влияние на работу театральных коллективов страны оказало постановление ЦК партии от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в соответствии с которым основой репертуарной политики театров должны были стать советские пьесы, написанные современными писателями, прославляющие советскую жизнь.
В постановлении отмечалось: «Главный недостаток нынешнего состояния репертуара драматических театров заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны.
Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам искусств и драматических театров является их чрезмерное увлечение постановкой пьес на исторические темы. Идеализируется жизнь ханов, царей, вельмож («Новеллы Маргариты Наваррской» Скриба, «Хорезм» Хаджи Шукурова, «Тахмос Ходжентский» Касымова, «Мы казахи» Тажибаева, «Идукай и Мурадым» Бурангулова). ЦК ВКП(б) считает, что комитет по делам искусств ведет неправильную линию, внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных зарубежных драматургов» [6].
В 1946 г. начал выходить новый еженедельник «Культура и жизнь», который получил задание проверить, действительно ли наука, литература, искусство, кино, радио, музыка, пресса, музейное дело поставлены на службу коммунистического воспитания народных масс. В конце того же года «Культура и жизнь» начала кампанию против «декадентских тенденций» в театре и потребовала исключить из репертуара все пьесы зарубежных драматургов.
Раскол мира на два враждующих лагеря и начало «холодной войны» свели к минимуму международный культурный обмен. Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское.
Театр как важнейший элемент сформировавшейся тоталитарной культуры должен был говорить с народом языком власти, объяснять и оправдывать все ее «свершения». Поэтому все постановки подвергались жесткой политической критике и при малейшем отклонении от заданных идеологических норм беспощадно снимались с показа [7].
На Южном Урале как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время огромную роль в культурном строительстве играли театры. Положительную роль в творческой работе театров Чкаловской и Челябинской областей в послевоенные годы сыграло то обстоятельство, что сюда были эвакуированы крупнейшие театры страны и работали выдающиеся деятели искусств: композиторы В. П. Соловьев-Седой, Д. Г. Френкель, И. И. Дзержинский, В. В. Волошинов и др. [8]. В Чкаловскую область в город Чкалов эвакуирован Ленинградский академический Малый театр оперы и балета, в Бузулук - Рязанский областной драматический театр, в Шарлык, Абдулино - Харьковский украинский музыкально-драматический театр им. Крапивницкого, в Бузулук, Медногорск, Бугурус-лан - Украинский областной драматический театр им. Щепкина (г. Сумы) [9]. Все это самым благотворным образом повлияло на последующее творчество театров, профессиональное мастерство театральных работников, в том числе и в послевоенные годы.
На театральной сцене Южного Урала после выхода упомянутого постановления стали преобладать пьесы советских драматургов в ущерб лучшим произведениям русских и зарубежных классиков. Например, в Бузулукском театре были поставлены «вредные и безыдейные», с точки зрения сталинской идеологии, «Сестры» и «Олеся» А. И. Куприна, которые пользовались необычайной популярностью у населения [10].
Ничего удивительного не было в том, что зритель, переживший войну, каждый день сталкивался с массой проблем, тянулся к классике, к гуманистическим произведениям А. Н. Островского, А. П. Чехова, О. Бальзака, Ф. Шиллера или просто к красивому театральному зрелищу, не всегда возможному в советских пьесах, поднимавших острые идеологические и производственные проблемы. Но тогда, в свете идеологических постановлений, это естественное желание шло вразрез с политикой государства в сфере культуры.
В результате вышедших постановлений, количество зрителей в театрах Южного Урала сокращается. К 1953 г. число посетителей театров по сравнению с 1945 г. уменьшилось в Челябинской области в 1,2 раза (с 780,3 до 653,9 тыс.), в Чкаловской - в 1,45 (с 794,4 до 547,2 тыс.), в Курганской, напротив, увеличилось в 1,15 раза (172,3 до 197,7 тыс. человек), в театрах региона сократилось в 1,25 раза (с 1 747,0 до 1 398,8 тыс. человек) [11].
Таким образом, на состояние и развитие театрального искусства и театров страны, в том числе и Южного Урала, негативное влияние оказывали культ личности Сталина и идеологические постановления партии второй половины 1940-х годов, которые довлели над драматургами, театральными коллективами, определяли репертуар театров.
Особенное пагубное влияние оказало постановление правительства о переводе театров на самоокупаемость, что было не под силу большинству провинциальных театров. 4 марта 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 537 «О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности». В постановлении говорилось: «Совет Министров осудил иждивенческую практику, укоренившуюся в театрах, когда основным источником финансирования их деятельности были не доходы, получаемые от продажи билетов, а дотации из государственного бюджета» [12].
Вследствие этого по стране, и в том числе на Южном Урале, произошло сокращение количества театров. Если в трех областях Южного Урала (Челябинской, Чкаловской и Курганской) в 1945 году было 17 театров, то к 1953 году их стало 13, т.е. на 5 единиц меньше [13]. Бездотационная деятельность этих учреждений культуры привела к ухудшению качества поставленных пьес, штатных единиц, сокращению числа зрителей и уменьшению валового сбора от спектаклей.
Театральные коллективы региона делали все возможное, чтобы донести прекрасное до зрителя, - давали спектакли не только на стационаре, но и выезжали на гастроли в города Урала и сельскую глубинку, знакомя рядового советского человека с актуальными для своего времени произведениями. Театральное искусство Южного Урала продолжало развиваться, однако наиболее активно этот процесс пошел после смерти И. В. Сталина, когда в стране были сделаны первые шаги по демократизации советского общества.
Одним из самых массовых, популярных и распространенных видов искусства послевоенного времени считалось кино. Поэтому после Великой Отечественной войны Советское правительство приняло энергичные меры по восстановлению и дальнейшему развитию киносети в стране. Так, по архивным данным в 1948 году в городе Чкалове работало семь крупных кинотеатров на 2 628 мест: «Буревестник» на 300 мест и передвижка от него, «Октябрь» на 535 мест, «Железнодорожник» на 222 места, «Урал» на 200 мест, «Победа» на 525 мест и «Пионер» на 326 мест, «Молот» на 520 мест. Кроме того действовал сад-эстрада при кинотеатре «Октябрь» на 680 человек. В 1949 году начинается строительство нового кинотеатра «Комсомолец» и разрабатывается проект кинотеатра «Луч» [14].
Объективу киноаппарата предстояло увидеть и запечатлеть послевоенную действительность.
После завершения второй мировой войны сталинский культ в Советском Союзе достиг гигантских размеров. Фактически все сферы искусства находились под пристальным вниманием вождя. Сталин был озабочен их идеологическим содержанием, поэтому кинематографисты едва не успели сделать первые шаги, еще достаточно робкие в реализации своих послевоенных планов, как последовало Постановление ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 года «О кинофильмах «Большая жизнь», регламентировавшее развитие киноискусства на много лет вперед [15]. В вышеназванном постановлении говорилось, что «фильм порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении: он проповедует отсталость, бескультурье, невежество; фальшиво изображены партийные работники» [15]. Также критика была направлена против известных деятелей кино, режиссера С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Козинцева, Л. Трауберга. В результате в кино и театре подобная политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов и спектаклей.
Что же смотрел зритель послевоенного времени на экране кинотеатров? В Чкаловской области в послевоенное время шли такие популярные в то время фильмы, как «Сын полка», «Велики перелом», «Ленин в Октябре», «Близнецы», «Жди меня», «Воздушный извозчик», «Два бойца», «Мечта», «Она защищает Родину», «Битва за Украину», «Подводная лодка Т-9», «Суд идет», «Встреча на Эльбе» и другие [16]. Как видно, в основном это были фильмы на военную тематику. Спрос на такие фильмы был огромен, и в залах практически не оставалось свободных мест. Об этом говорит такой пример: когда в январе 1950 года в кинотеатрах г. Чкалова демонстрировался фильм «Сталинградская битва», за четыре дня его просмотрело свыше 20 тысяч человек [17].
В послевоенное время кинотеатры Южного Урала работали по-разному, однако все стремились привлечь зрителя. Если будет зритель, то будет выполнен и финансовый план, а значит, будет видна работа кинотеатров. Поэтому кинотеатры, помимо демонстрации фильмов, организовывали выставки, фотовитрины, читальные залы, проводились лекции и беседы, занятия с юными зрителями. Многие городские кинотеатры нередко устраивали зрительские конференции по обсуждению просмотренных фильмов [18]. Во многих кинотеатрах играли инструментальные ансамбли. Все это помогало поднять культурный уровень населения Южного Урала.
Широкомасштабную идейно-политическую, культурно-просветительную и воспитательную работу в регионе вели сельские избы-читальни, клубы и Дома культуры, сады и парки культуры и отдыха. Ими практиковались разнообразные формы работы для детей, молодежи и взрослых.
Большое место в деятельности крупных учреждений страны, и в том числе Южного Урала, в послевоенные годы занимала кружковая работа. В исследуемый период количество кружков в культурно-просветительных учреждениях изучаемого региона увеличилось с 2 055 в 1945 г. до 7 262 в 1953 г., т.е. в 3,5 раза, при этом в Курганской области в 4,4 раза (с 488 до 2 148), в Челябинской - в 4,5 раза (с 413 до 1 873), в Чкаловской области - в 2,8 раза (с 1 154 до 3 241) [20].
Из всех видов кружковой работы самую большую популярность получили кружки художественной самодеятельности, которые имелись в каждом клубном учреждении. К примеру, в городе Чкалове в 1952 году насчитывалось девять клубов: клуб им. Ленина, клуб им. Сталина, клуб им. Дзержинского, клуб им. Чкалова, клуб Шелкокомбината, клуб Гор-промсоюза, Дом учителя, Дом культуры ПРЗ, клуб мукомолов [21]. В течение 1952 года в клубе им. Ленина был организован хоровой коллектив, в котором участвовало 100 с лишним человек. Имелось три драматических коллектива - два русских и один татарский [22].
Итоги работы самодеятельных артистов ежегодно подводились на районных и областных смотрах. Активно участвовали в самодеятельности и выступали на смотрах колхозники: свинарки, чабаны, полеводы. В каждом районе во время таких смотров нередко проводилось до 100 концертов для 8-10 тыс. зрителей [23].
С каждым годом совершенствовался репертуар клубных кружков, повышалось исполнительское мастерство самодеятельных артистов. Все большей популярностью пользовались районные и областные праздники песни. На районных праздниках сводный хор нередко достигал 500 участников [24].
Таким образом, благодаря широкому распространению художественной самодеятельности сельские жители приобщались к культурной жизни, к прекрасному.
Мероприятия, осуществляемые культурно-просветительными учреждениями, имели успех среди населения региона. При этом духовный потенциал, сама культура использовались для поддержания и укрепления культа личности Сталина и командно-административной системы.
Партийные постановления по вопросам литературы и искусства негативно повлияли на деятельность учреждений культуры СССР и Южного Урала в частности.
Но нельзя не заметить, что постановления ЦК партии, усиливая цензуру, перекрывали дорогу в культуре вульгарности, хамству, пошлости, агрессии, безнравственности, т.е. всему тому, что мы сейчас впитываем из средств массовой информации. Мероприятия, осуществляемые культурно-просветительными учреждениями, имели успех среди населения региона. При этом духовный потенциал, сама культура использовались для поддержания и укрепления культа личности Сталина и командно-административной системы.
Библиографический список:
1. Идеологические чистки второй половины 40-х годов : псевдопатриоты против псевдокосмополитов // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал : в 2 т. Т. 2 : Апогей и крах сталинизма. - М., 1997. - С. 94.
2. Сивохина Т. А. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму. (Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40-х - 60-е годы) / Т. А. Сивохина, М. Р. Зезина - М., 1993. - С. 9.
3. Там же.
4. Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы / А. В. Пыжиков, А. А. Данилов. - М., 2002. - С. 175.
5. Пыжиков А. В. Политические преобразования в СССР. (50-60-е годы) / А. В. Пыжиков. - М., 1999. - С. 54 - 55.
6. Власть и художественная интеллигенция. - М., 1999. - С. 591, 592.
7. Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) / А. В. Сперанский. - Екатеринбург, 1996. - С. 182.
8. Фадина М. Театральная жизнь г. Чкалова в год Великой Отечественной войны / М. Фадина // История далекая и близкая...: материалы межвуз. науч. конф., по-свящ. 250-летию г. Оренбурга. - Оренбург, 1993. - С. 32.
9. Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) / А. В. Сперанский. - Екатеринбург, 1996. - С. 215.
10. Власть и художественная интеллигенция. 1917-1953 гг. - М. 1999. - С. 591.
11. ГАРФ.Ф.А-374.Оп.1.Д.1582.Л.60,140,142; Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Екатеринбург, 1996. Табл. 33. С.203; ГАОО.Ф.Р-2568.Оп.1.Д.8.Л.103.
12. ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 6. Д.5934. Л.5.
13. ГАРФ.Ф.А-374.Оп.1.Д.1582.Л.60,140,142; Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Екатеринбург, 1996. Табл. 33. С.203; ГАОО.Ф.Р-2568.Оп.1.Д.8.Л.103.
14. ГАОО.Ф.Р-2138.Оп. 2. Д.24.Л.84-90.
15. Исаева К. М. История советского киноискусства в послевоенное время. - М., 1992. - С. 4; Власть и художественная интеллигенция. 1917-1953. - М., 1999. - С. 27.
16. Сборник основных постановлений и выступлений тов. А. А. Жданова по идеологическим вопросам. - Рига, 1948. - С. 40 - 42.
17. Чкаловская коммуна. 1946. Март-август.
18. ЦДНИОО. Ф.371.ОП.12.Д.791.Л.109.
19. ЦДНИОО. Ф.371.Оп.12.Д.793.Л.2.
20. РГАЛИ.Ф.2473.Оп.1.Д.528.Л.254.
21. ЦДНИОО. Ф.267.28.Д.170.Л.76.
22. ЦДНИОО. Ф.267.25.Д.196.Л.60.
23. Развитие культуры уральской советской деревни. 1917-1987. - Свердловск, 1990. - С. 89.
24. Развитие культуры уральской советской деревни. 1917-1987. - Свердловск, 1990. - С. 89.■