ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА ХХ ВЕКА НА КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Алятина Анна Геннадьевна
к.и.н., старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ОГИМ

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Началась мирная жизнь. Основной задачей правительства и советского народа стало восстановление страны. Мероприятия по переводу экономики на мирные рельсы создавали благоприятные условия для культурного развития. Восстанавливался нормальный режим работы предприятий и учреждений с выходными днями и отпусками для рабочих и служащих. Возросли расходы государства на социально-культурные нужды.

Как и в прежние годы, у большинства людей надежды на улучшение жизни были связаны с именем и деятельностью И. В. Сталина. Возросший за время Отечественной войны авторитет вождя надежно обеспечивался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. Поддержку со стороны советских людей встретила программа восстановления и дальнейшего развития страны, изложенная И. В. Сталиным в речи перед избирателями 9 февраля 1946 г., и решения XIX съезда КПСС (1952 г.).

Задачи культурного строительства в стране на первые послевоенные годы были определены в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.», принятом Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. по докладу председателя Госплана Н. А. Вознесенского. Новыми моментами по вопросам культурного строительства в этом Законе были установки на обеспечение всеобщего обязательного обучения детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне, обучение на основе широкой организации школ рабочей и крестьянской молодежи той части молодых людей, которая в условиях Великой Отечественной войны не могла получить необходимого образования в школе; строительство в каждом районном центре и поселке городского типа стационарной киноустановки, значительное расширение стационарной киносети в селах и т.д. В области культуры и здравоохранения государственные расходы должны были повыситься до до 106 млрд. руб. в 1950 г., что в 2,6 раза превышало бы уровень 1940 г. Советское государство в годы четвертой пятилетки ежегодно отпускало достаточно большие средства на социально-культурные мероприятия.

Характерной чертой общественно-политического развития в рассматриваемый период являлось непомерное возрастание в нем роли идеологии.
Великая Отечественная война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. Сформировалось поколение людей, закаленных в экстремальных условиях, не знавших страха массовых репрессий 1930-х годов. Перенесенные тяготы рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше.

Массовый героизм, мужество, патриотизм, инициатива советских людей на фронте и в тылу не соответствовали роли «винтика» государственного механизма, которую отводил человеку сталинский режим. Существование этого режима требовало насаждения в обществе страха и подозрительности, установления жесткого контроля над умами и творческой деятельностью интеллигенции.
Послевоенные годы были периодом не только восстановления городов и сел, заводов и фабрик, сельского хозяйства, культурных ценностей, разрушенных фашистскими захватчиками, но и периодом укрепления тоталитарной системы.

Летом 1946 г. Сталин развернул крупное наступление на интеллигенцию, в годы войны слишком увлекшуюся, по мнению партийных идеологов со Старой площади, бессмысленными мечтаниями. Сигналом к атаке стало постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 г. Писатели и поэты пока не обвинялись в антипатриотизме, однако некоторых авторов уже критиковали за содержащийся в их произведениях «дух низкопоклонства по отношению ко всему иностранному» [1].

Затем последовала целая серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б), определившая дальнейшее развитие культуры страны в послевоенные годы: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.), «О кинофильме «Большая жизнь»» (4 сентября 1946 г.), «Об опере Мурадели «Великая дружба» (10 февраля 1948 г.), «О журнале «Крокодил» (11 сентября 1948 г.) и др. [2]. Они тяжело отразились на последующем развитии литературы и искусства, на творческих судьбах отдельных деятелей культуры. Проведение постановлений ЦК в жизнь сопровождалось борьбой партийных организаций с «безыдейностью», «аполитичностью», «отступлениями от принципа партийности» в художественном творчестве. Одним из результатов этой борьбы стало засилье в литературе, на сцене, на экране произведений, посредственных в художественном отношении, но проникнутых «духом высокой партийности» [3].

Данные постановления дали сигнал к публичной травле многих выдающихся деятелей культуры: А. Ахматовой, М. Зощенко, Э. Казакевича, Ю. Германа, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и др. Развернувшаяся после войны идеологическая кампания против деятелей культуры получила название «ждановщины», так как главным действующим лицом стал секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии А. А. Жданов, назвавший себя юнгой, «впервые вступившим на палубу философского корабля» [4]. Однако подлинным вдохновителем и организатором этой пропагандистской кампании был И. В. Сталин. А. А. Жданов привнес в неё менторский тон поучений, вульгарность и резкость выражений, которые сделали её еще более тягостной. Вся сущность культуры и её задачи партийными постановлениями сводились к выполнению роли «приводного ремня» в деле коммунистического воспитания и пропаганды. Именно в послевоенный период культура несла мощнейший идеологический заряд.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.