СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ Часть 2

Согласно современной концепции антикризисного управления, оно рассматривается как тип управления. Под типом управления понимается комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность.
Антикризисное управление как тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.

Однако ни один тип управления не существует в чистом виде. Он обладает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в реальной практике управления. Например, современное управление состоит из модулей (комплекса типологических признаков) антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Реальное проявление этого сочетания характеризует искусство управления, его научность, качество и эффективность.
Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой оно выражается. В антикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное самообразование.

Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается в менеджерах, имеющих специальную подготовку и определенный набор личных качеств. Сегодня такие специалисты называются арбитражными управляющими. Они готовятся для работы в экстремальных условиях кризиса, банкротства и санации предприятий. Подготовка таких специалистов требует новых подходов в технологии и организации учебного процесса. Необходимы хорошие знания в области экономики, права, психологии, естественных наук, а также освоение приемов поведения в экстремальных ситуациях. Наличие таких специалистов является важным фактором антикризисного управления. Вместе с тем, любому менеджеру должны быть присущи качества и приемы управления в кризисных ситуациях.

В связи с этим будущий менеджер дожжен обладать следующими умениями:

- проводить диагностику и прогнозирование кризисных ситуаций на предприятии;
- принимать стратегические решения и осуществлять тактические действия по предупреждению или выводу предприятия из кризиса;
- разрабатывать и реализовывать программы по финансовому оздоровлению предприятия;
- выбирать способы реструктуризации кризисного предприятия;
- оценивать необходимость проведения процедур банкротства и их возможные последствия;
- разрабатывать и оценивать инвестиционные проекты инновационные программы и плана маркетинга;
- разрешать трудовые конфликты и преодолевать сопротивления персонала изменениям.

Студент должен владеть навыками:

- диагностики кризисных состояний

- выбора и применения антикризисных стратегий;

- самостоятельно приобретения знаний и способов деятельности по антикризисному управлению.

Профессиональные знания и умения специалиста по антикризисному управлению должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследования систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в антикризисном управлении, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, управление персоналом и т.д.
Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приёмов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по антикризисному управлению, его умения можно классифицировать по следующим основным группам.

Первая группа умений необходима для реализации функций антикризисного управления (умения реализовать управленческий цикл, основные формы работы, координировать деятельность, делегировать полномочия, активизировать работу сотрудников и т.д.).

Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего: демократичность, целеустремлённость, быстрота принятия решений, компетентность, организованность, ответственность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, информированность.

Вторая группа умений связана с реализацией педагогических функций. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.

Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, тактичность, доброжелательность, интеллигентность и др.

Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникативная сеть имеет два контура - личностный и информационный. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и т.д.

Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических функций, основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.

До недавнего времени подготовка антикризисных управляющих осуществлялась на краткосрочных семинарах, но практика работы выпускников этих курсов на предприятиях показала, что этой подготовки явно недостаточно. Антикризисных управляющий должен сочетать качества экономиста-математика, экономиста-аналитика, аудитора, специалиста по финансовому управлению предприятием в условиях кризиса, менеджера, оценщика, конкурсного и арбитражного управляющего. Как показывает практика, современные системы подготовки менеджеров, маркетологов, бухгалтеров-аудиторов не всегда позволяют этим специалистам эффективно работать в области антикризисного управления.

Одним из главных факторов эффективности управления в условиях кризиса является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития. Таким образом, становится очевидной необходимость отдельного изучения вопросов антикризисного управления, формирования профессиональных знаний и навыков успешного разрешения кризисных ситуаций

Антикризисное управление - это и деятельность, и профессия; его содержанием является помощь организациям в решении кризисных ситуаций.
Как показывает российская практика, профессионально состоявшимся менеджером можно считать специалиста, который в состоянии управлять предприятием в любом режиме. Изучение проблем антикризисного управления в системе менеджмента, развитие соответствующих навыков позволяют на практике использовать современные методы эффективнного управления, такие как работа с консультантами по проблемам кризис-менеджмента, реструктуризация бизнеса, реинженеринг и т.п.

Формирование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий способствовало обучению большого числа специалистов основам антикризисного управления.
Команду управляющих, нуждающихся в данном виде профессиональных знаний, можно разделить на три группы.

Первая группа - это антикризисные управляющие, основной задачей которых является реализация мер по финансовому оздоровлению предприятия, признанного в судебном порядке банкротом. В задачи таких работников прежде всего входит разработка программы антикризисного управления банкротом. Здесь необходимо умение комплексно решать вопросы формирования современной структуры менеджмента (в частности, производственного, сбытового, инновационного, финансового, информационного, кадрового, что обеспечит за небольшой период времени (12 - 18 месяцев) восстановление неплатежеспособности предприятия). Речь идет главным образом о стратегическом управлении восстановлением бизнеса.

Разработанная программа должна быть реализована под руководством антикризисного управляющего. В ней должны быть учтены реальные сложности восстановления предприятия и возможные риски ее реализации. Антикризисный управляющий выполняет роль главного лица, ответственного за результаты финансового оздоровления предприятия. Поэтому данная категория работников находится на верхней ступени иерархии специалистов, деятельность которых обеспечивает процесс восстановления банкрота.

Вторая группа - это руководители и специалисты предприятий, задачей которых является обеспечение функции регулярного менеджмента, не позволяющего дойти до предкризисного состояния. Если же предприятие попадает в подобный режим работы, то их действия обязаны быть профессионально состоятельными. Режим антикризисного управления должен охватывать все ступени иерархии принятия решений на предприятии. Эффективный выход из состояния неплатежеспособности возможен лишь при условии, что руководители верхнего, среднего и низового уровней управления представляют слаженную команду.

Основными критериями формирования такой команды являются, с одной стороны, общее желание выйти из кризиса (по принципу подбора единомышленников), с другой - высокий уровень профессиональных знаний и навыков работы руководителей в специфическом режиме деятельности предприятия.
Третья группа - это студенты вузов, готовящиеся к деятельности менеджеров.

Прослеживается определенная взаимосвязь трех рассмотренных групп специалистов по антикризисному управлению. Основой второй группы являются наиболее профессионально грамотные представители более широкой третьей группы, а работники первой группы - это выходцы из второй группы, самые опытные, более соответствующие по профессиональным знаниям, опыту и личным характеристикам профессии антикризисного управляющего. Такая взаимосвязь предполагает новую концепцию обучения руководителей и специалистов, единую для всех трех групп. Основой этой теории является концентрация внимания на личности руководителя.

В настоящее время специалисты, занимающиеся антикризисным управлением, методически недостаточно хорошо подготовлены к решению стандартных и типовых проблем. Современный и тем более завтрашний менеджер должен обладать качествами эффективного эвристического мышления. И к этому его нужно готовить сейчас, его методический аппарат должен позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления.

Современный менеджер, как правило, подготовлен к деятельности в стабильных условиях. Но в обязанности менеджера должно также входить умение предвидеть возможные экстремальные ситуации и кризисы. Предвосхищая поток будущих изменений, он призван создавать такое поле инноваций, которое должно позволить минимизировать ущерб от надвигающихся угроз. Формирование антикризисного управления в контексте выбора инновационной политики становится в России самым актуальным вопросом. Менеджер должен не просто откликаться на проблемы, а прогнозировать сценарии возможных вариантов развития событий и предлагать систему нововведений.

Новая концепция обучения российских антикризисных управляющих базируется на следующих принципах.
Изменение целей и содержания обучения управляющих. Для этого необходимы глубокие изменения в системе ценностей ориентаций, психологии людей. Целями обучения становится достижение более высокого уровня специалистов, развитие их способностей мыслить и действовать в соответствии с рыночными критериями. При этом вся система специальных знаний концентрируется вокруг личности обучаемого, его жизненных интересов и ценностных ориентаций.

Подбор соответствующих форм и методов обучения. Управленческая теория призвана стать средством объединения усилий преподавателя и обучающихся во имя достижения общих целей. В учебном процессе преподаватели и слушатели становятся равноправными участниками создания новых знаний по управлению деятельностью предприятия, партнерами по бизнесу.
В зарубежной литературе подобные методы получили название «action learning» (обучение в действии).

Изменение кадровой политики в результате перехода от фрагментарного обучения к системе непрерывного повышения квалификации. Важнейшей задачей такой кадровой политики является активное решение проблем производства в процессе обучения специалистов.

Мировой опыт показывает, что основным звеном теории управления становится обучение слушателей знаниям в области предпринимательства и менеджмента. Именно по такому пути шло развитие теории управления в США, где школы бизнеса послужили основой для формирования концепции менеджмента и административного управления во многих областях национальной экономики.
Основные виды занятий курса «Антикризисное управление» обусловлены теоретическим характером дисциплины и поэтому включают в себя лекционные и семинарские занятия. Особенностью проведения лекционных занятий является отсутствие общепризнанного учебника по курсу, что обуславливает необходимость осуществлять самостоятельный выбор материалов к лекции ведущими преподавателями, задействованными в чтениях лекций. Лекции, при соответствующей технической поддержке, могут выдаваться студентам в электронном виде на дискетах или в виде изданного сборника. В этом случае студенты могут готовиться к лекциям заранее по заданному материалу, а сама лекция приобретает консультационный характер, концентрируясь на сложных, плохо усваиваемых вопросах. К семинарскому занятию студент должен выучить заданную тему или лекцию и быть готовым к проведению письменной контрольной работы либо устному экспресс опросу. К активным методам обучения относятся деловые игры. В рамках активных методов обучения можно практиковать создание каждым студентом сборника заданий, кроссворда и теста по изученному материалу в конце семестра. На заключительных семинарских занятиях студенты решают эти задачи, тесты и кроссворды, созданные их коллегами.

Рекомендуется использование инновационных методов в образовательном процессе; например, таких как:
- использование информационных ресурсов и баз знаний; - применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; - ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ; - применение предпринимательских идей в содержании курсов;
- использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук; - применение активных методов обучения, «контекстного обучения» и «обучения на
основе опыта»; - использование методов, основанных на изучении практики (case studies); - использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач и др. Анализ работы ведущих экономических вузов страны, а также центров по подготовке антикризисных управляющих показывает накопление определенного опыта
именно в области развития профессиональных навыков. Основным способом такого типа обучения являются активные методы, в частности деловые игры.
В научной литературе сложилось определенное понятие о деловой игре как способе разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности людей. Метод основан на сочетании административных (прежде всего технологических), социальных (выстраивание межличностных и организационных коммуникаций) и интеллектуальных (использование вариативного мышления) факторов.

Особенностью менеджмента является комплексный характер большинства принимаемых решений, определяющих поведение организации во внешней среде.
В условиях изменения внешней среды (по законам неопределенности), возникновения рисков только адекватное изменение организации способно обеспечить ее жизнедеятельность. Инновационная методология - это осуществление мер по постоянному развитию организации на основе знаний, возможное в условиях комплексных решений, адекватных задаче длительного выживания в ситуации неопределенности и рисков. Способы выживания подразумевают повышение конкурентоспособности, взаимодействие (слияние, разъединение), сотрудничество организаций в условиях взаимозависимости.

Реализация инновационного подхода базируется на совмещении исследований и практики. Постоянный переход от исследований к практике обеспечивает синтез этих видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Рассмотренный инновационный процесс выражается в объединении методик, т.е. в переходе от решения задач локального уровня к глобальному решению, являющемуся главным в жизнедеятельности и выживаемости организации.

Инновационная игра - это этап реализации инновационной методологии, направленной на обновление и развитие социальных систем, - групп, организаций, сообществ. Слушатели из субъектов с профессиональными знаниями превращаются в команду с жестко структурированными управленческими отношениями в форме ролевых взаимодействий. При этом команда строго ориентирована сначала на выполнение целевой задачи (разработку проекта), затем - на обеспечение конкурентоспособности за счет создания и освоения ноу-хау (собственных или сторонних), далее - на принятие решений и их реализацию. Условия риска выражаются в конкретной конкурентной борьбе, где проигравший выбывает, а победителя ждет главный приз - преодоление барьера несостоятельности организации. Команде предоставляется больше возможностей реализовать свой экономический проект собственными силами.

Особая роль в реализации инновационной методологии отводится преподавателям-тренерам, которая состоит в том, чтобы оценивать, рекомендовать и консультировать принимаемые решения, отделять должное от существующего, формально-правильное от реально-традиционного, целесообразно-эффективное от несбыточного. Содержание такой деятельности носит характер штабной работы, направленной на помощь линейному менеджеру для определения границ поведения людей, за которыми следует развал организации (или социально-экономической системы). Организация игры позволяет каждому участнику получить максимальную пользу для себя. Величина такого результата зависит от самого студента, его активности, а не от преподавателя, как при традиционной организации учебного процесса.

Такая организация учебного процесса формирует у студентов одну из главных составляющих парадигмы обучения в вузе: эффект обучения прямо пропорционален его собственной активности. При этом работа в команде в форме коллективного творчества на основе индивидуальной активности является средством повышения уровня знаний, умений и опыта деятельности, составляющих ядро профессиональной компетентности будущего менеджера.

В групповом обучении, организованном подобным образом, пользу получает каждый участник. Эффект углубления знаний и развития способностей складывается как за счет обмена индивидуальными мнениями и взглядами на решение проблемы, так и за счет грамотно организованного процесса коллективной творческой деятельности.

Специфика подготовки менеджера состоит прежде всего в необходимости формирования инновационного стиля управления, умения гибко использовать в конкретной ситуации весь инструментарий менеджмента при достижении целей организации силами ее человеческих и других ресурсов и возможностей. Однако следует иметь в виду недостаточный жизненный и производственный опыт студентов, который существенно осложняет процесс освоения ими программного материала. Это обстоятельство определяет особые требования к организации и проведению деловых игр, главной из которых, на наш взгляд, является доступность реалистичность анализируемых ситуаций.

В процессе подготовки менеджеров и антикризисных управляющих к руководству организацией в кризисных ситуациях необходимо обеспечить связь теории с практикой. В связи с этим особое внимание следует обратить на качество организации практической подготовки студентов во время прохождения ими всех видов практик, предусмотренных учебной программой.

В заключении следует отметить, что весь мировой опыт развития менеджмента свидетельствует о том, что в целом проблема налаживания эффективного антикризисного управления на предприятиях сложна в практическом отношении и требует серьезнейшей проработки в методическом плане.

В период системной трансформации в России эта проблема стала практически ключевой определяющей реального выживания производственного сектора нашей экономики.

Библиографический список:

1. Антикризисное управление : Учебник / Под ред. проф. Э. М. Короткова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 620 с.
2. Баринов В. А. Антикризисное управление : Учебное пособие / В. А. Баринов. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 488 с.
3. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании / В. С. Сена-шенко // Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С. 18 - 24.
4. Тимофеев В. Подготовка менеджеров в вузах в современных российских условиях / В. Тимофеев // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 10. - С. 42 - 51. ■


Алятина Анна Геннадьевна
к.и.н., старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ОГИМ

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.