ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Максимов Максим Валерьевич
руководитель Аппарата Оренбургского городского Совета
Айчанова Айгуль Адельевна
ассистент кафедры государственного и муниципального управления ОГИМ

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 131 от 06 октября 2003 года местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основным инструментом организации и обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования является муниципальное имущество.

В настоящее время муниципальное имущество, являясь экономической основой местного самоуправления, лежит в основе всех экономически развитых стран. В России становление муниципального имущества как основы экономики берет свое начало с 90-х годов. Именно в это время в результате раздела собственности на федеральную, региональную и муниципальную муниципальные образования стали являться собственниками имущественных комплексов.

Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении и законодательству Российской Федерации наличие муниципального имущества признается и гарантируется государством наравне с другими видами собственности.

Статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Объекты муниципальной собственности носят специфический характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения и должны удовлетворять потребности населения. К вопросам местного значения относят проблемы жизнеобеспечения населения, решение которой должно соответствовать наличию материальных и финансовых возможностей органов местного самоуправления. Именно поэтому управление муниципальным имуществом представляет собой сложный в управлении процесс.

На сегодняшний день законодательно закреплены лишь оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: Федеральным законом от 18 октября 2007 г. введена статья 18.1 Федерального закона № 131 от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов местного самоуправления Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2009 № 1313-р «О реализации указа президента РФ от 28.04.2008 № 607 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определены следующие критерии:

1. экономическое развитие;
2. уровень доходов населения и здоровья;
3. здравоохранение и образование;
4. физическая культура и спорт;
5. жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика;
6. организация муниципального управления. Критерии эффективности управления муниципальным имуществом, как и критерии качества управления муниципальным имуществом законодательно не закреплены. Мы полностью согласны с критериями эффективности управления муниципальным имуществом, предложенными членом правления секции «Управление муниципальным имуществом» Союза Российских Городов Т. А. Чувашовой.

Согласно функциям и задачам муниципальных органов местного самоуправления эффективность управления муниципальным имуществом можно оценивать следующими показателями:

1. социальной эффективности, учитывающей социальные последствия управления муниципальной собственностью;
2. коммерческой эффективности или финансовой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации и управления муниципальной собственностью;
3. бюджетной эффективности, отражающей финансовые поступления в бюджет города от использования муниципальной собственности;
4. экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с управлением муниципальной собственностью.

На наш взгляд, к критериям, предложенным Т. А. Чувашовой, можно отнести эффективность деятельности персонала, эффективность использования информационных ресурсов и технологий.
Эффективное и качественное управление муниципальным имуществом ставит своей целью минимизацию затрат на содержание и владение имуществом при сохранении стоимости имущества и реализации полномочий органов местного самоуправления.

Согласно В. Тимченко и Л. Прониной, доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, является показателем эффективности использования муниципального имущества. В Российской Федерации в общем объеме запланированных собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 62,8% и 17,7% соответственно. Поэтому важной задачей является укрепление собственной налоговой базы муниципалитета как одного из факторов финансовой самостоятельности муниципального образования.
В настоящий момент планируется внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предполагающее объединение трех видов налоговых сборов. А именно: объединение налога на имущество юридических лиц, отчисляемого в региональный бюджет, налога на имущество физических лиц и земельного налога, отчисляемых в местный бюджет в единый налог на недвижимость. Подобная система налогообложения используется в некоторых экономически развитых странах, таких как Ирландия, Франция, ФРГ, Испания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания и Италия.
На наш взгляд, данное изменение будет способствовать укреплению налоговой базы муниципальных образований. Профицит местного бюджета будет способствовать возникновению новых возможностей для эффективного удовлетворения нужд населения на местном уровне, потому как в настоящее время большая часть муниципальных образований является дотационной, зависимой от федерального бюджета, что сказывается на полноте, оперативности и эффективности обеспечения жизнедеятельности населения. В результате будет создана система факторов, способствующих повышению экономической самостоятельности и социального развития территорий муниципальных образований.

В составе муниципальной собственности отдельной статьей выделяется недвижимое нежилое имущество, отчуждаемое физическим и юридическим лицам согласно статье 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178. Согласно данному закону недвижимое нежилое имущество вместе с землей подлежит продаже.
В данном случае муниципалитет вправе рассчитывать лишь на среднесрочную прибыль от продажи недвижимого нежилого имущества, в долгосрочной же перспективе эффективность использования муниципального недвижимого нежилого имущества представлялась бы в виде прибыли от аренды данного вида имущества. Но законодатель рассчитывал, прежде всего, на снятие с муниципального баланса недвижимого имущества, которое представляет собой расходную часть бюджета (расходы на содержание объектов недвижимости), не принимая во внимание тот факт, что отчуждение данного имущества принесет муниципалитету лишь краткосрочную прибыль.

В настоящее время в муниципальных образованиях Российской Федерации активно используется автоматизированная система по управлению собственностью - Реестр имущества муниципальной казны, то есть Реестр муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Внедрение и активное использование подобных автоматизированных систем - это, несомненно, большой шаг навстречу повышению эффективности управления.
Однако Реестр имущества муниципальной казны как автоматизированная система имеет некоторые недостатки, одним из которых является учет только не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями имущества, в связи с чем отсутствует единая база объектов собственности. Результатом подобного учета становятся несоответствия расчетов затрат на содержание имущества, в особенности объектов недвижимости.

Что касается последних, то в Реестре имущества муниципальной казны учитываются в большинстве своем такие объекты недвижимости, как здания и помещения, в свою очередь дороги, парки, тепло-, газо- и электросети в Реестр не включаются, поэтому возникает проблема комплексного анализа всех объектов недвижимости.

Таким образом, вышеуказанные недостатки снижают эффективность принимаемых решений по управлению муниципальным имуществом и качество управления.
Именно поэтому, система реализации мероприятий по повышению эффективности управления муниципальным имуществом преследует одну единственную цель - сохранение в собственности имущества, принадлежащего муниципальному образованию, необходимого для обеспечения решения вопросов местного значения в интересах населения и построение оптимальной системы использования данного имущества с наименьшими затратами имеющихся в распоряжении ресурсов.

Немалозначимой проблемой в сфере управления муниципальным имуществом является эффективное управление муниципальными унитарными предприятиями как имущественными комплексами. В состав имущественного комплекса предприятий входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность, закрепленные за предприятиями на праве хозяйственного ведения и используемые для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность муниципальных унитарных предприятий в большинстве случаев является убыточной, хотя при передаче подобных предприятий в частные руки они становятся весьма прибыльными. К примеру, муниципальный транспорт, даже с учётом получения бюджетных дотаций остается деятельностью, не приносящей дохода, что не идет в сравнение с прибыльностью частных пассажирских перевозок.

В основном убыточная деятельностьпредприятий связана с неоправданными расходами и неправомерными растратами, а также с недостаточным контролем со стороны вышестоящих органов, плохо налаженной системой контроля на самом предприятии, отсутствием преддоговорной системы.

В настоящее время органами местного самоуправления предпринимаются попытки стабилизировать деятельность муниципальных унитарных предприятий путем создания специализированных предприятий, но данных мер явно недостаточно для повышения прибыльности и эффективного функционирования муниципальных унитарных предприятий как основного элемента муниципальной экономики в будущем.

Достижение эффективного управления муниципальным имуществом возможно лишь при одновременном и комплексном решении ряда задач: во-первых, законодательное закрепление критериев и показателей оценки эффективности и качества управления муниципальным имуществом, во-вторых, совершенствование системы учета и управления муниципальной собственностью, в-третьих, укрепление собственной финансовой базы муниципальных образований.

Своевременный анализ использования имущества и оценки затрат на владение, распоряжение имуществом муниципального образования позволяет выработать более эффективные варианты управления имуществом, а также своевременно определить потребность в ремонтных работах по сохранению недвижимого имущества. В настоящее время уровень используемых средств для решения поставленной задачи не отвечает необходимым требованиям оперативности.

Именно поэтому вопросы обеспечения высокоэффективного и рационального использования муниципального имущества становятся одной из важнейших социально-экономических задач.
Библиографический список:

1. Европейская Хартия местного самоуправления. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2003. - 96 с. - (Серия «Документы Совета Европы»).
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации : офиц. текст. - М. : ГроссМедиа, 2008.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I, II, III и IV) : офиц. текст : по состоянию на 3 декабря 2007 г. - М. : ЭЛИТ, 2007. - 483 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2009 № 1313-р «О реализации указа президента РФ от 28.04.2008 № 607 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
5. «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации № 178 - ФЗ от 21 декабря 2001 г. // Законодательство России : [web-сайт]. - http: www.consultant.ru.
6. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации № 131 - ФЗ от 6 октября 2003 г. // Законодательство России : [web-сайт]. - http: www.consultant.ru.
7. Чувашова Т. А. Проблемы управления муниципальным имуществом / Т. А. Чувашо-ва.
8. В. Тимченко Имущественные отношения в муниципальных образованиях / В. Тимченко, Л. Пронина // «Бюджет». - № 5. - 2008.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.