Максимов Максим Валерьевич
руководитель Аппарата Оренбургского городского Совета
Айчанова Айгуль Адельевна
ассистент кафедры государственного и муниципального управления ОГИМ
Инвестиционная привлекательность того или иного региона определяется не только бюджетной самостоятельностью и надежностью налоговой базы, но и степенью открытости экономики. Открытость экономики региона характеризуется соотношением экспорта и импорта, научным и производственным потенциалом территории региона, а также количеством населения и уровнем жизни [7].
Оренбургская область по степени открытости экономики относится к проэкспортному типу и характеризуется крупномасштабным экспортным производством, обусловленным благоприятной структурой хозяйства, богатством недр: газ, нефть, железные, медные и никелевые руды, асбест, поваренная соль, бурые угли.
Узловое, промежуточное положение Оренбургской области обусловливает ее роль связующего, интегрирующего звена в системе связей и отношений Урала с Поволжьем, Сибирью и Казахстаном.
Немаловажную роль в формировании инвестиционной привлекательности региона играет транспортная инфраструктура. Общая протяженность сети автомобильных дорог Оренбургской области составляет 13 805 км, в том числе федеральные - 716 км, территориальные - 13 089 км.
Одним из основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность области, является законодательная база. Правительство Оренбургской области предоставляет возможность получения бюджетного инвестиционного кредита, субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам, государственные гарантии, налоговые преференции, бюджетные инвестиции в объекты социальной и инженерной инфраструктуры.
Таким образом, основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Оренбургской области, являются:
- выгодное географическое положение (близость рынков сбыта, высокий потребительский потенциал); - развитая транспортная инфраструктура;
- наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов); - наличие квалифицированных трудовых ресурсов; - наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия, нефть, газ); - наличие природных ресурсов.
Перспективными сферами экономики для привлечения инвестиций являются: топливно-энергетический и металлургический комплексы, машиностроение, строительство, связь.
К сожалению, в 2009 году наблюдается снижение инвестиционной активности, вызванное мировым финансовым кризисом. По оценке Правительства Оренбургской области, изложенной в Сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2010 год и на период до 2012 года, спад инвестиционной активности в 2009 году достигнет 39,0%.
Дальнейшее развитие инвестиций в Оренбургской области Правительством прогнозируется в двух вариантах. В 2010 году по первому варианту продолжатся снижение инвестиционной активности предприятий, а также дальнейшее сокращение объемов государственных капитальных вложений. Согласно прогнозу объем инвестиций в основной капитал сохранится на уровне 2009 года. В 2011 году прогнозируется незначительное увеличение объема инвестиций в основной капитал - на уровне 2,0%. Более заметное оживление инвестиционной активности предполагается с 2012 года за счет общего восстановления экономики. Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 4,0%. Возрастет привлечение кредитных ресурсов, бюджетных и других внебюджетных источников.
Прогноз инвестиций в основной капитал в 2010 году по второму варианту учитывает эффект от реализации комплекса антикризисных мер. Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1%, в том числе за счет роста капитальных вложений в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт, жилищное строительство и другие виды деятельности. Прирост инвестиций в 2011 - 2012 годах прогнозируется на уровне 3,0 - 5,0% соответственно.
Так же в целом пессимистичным, согласно прогнозу социально-экономического развития города Оренбурга на 2010 - 2012 годы, выглядят тенденции развития инвестиционной политики в региональной центре. В структуре инвестиций основными источниками финансирования являются привлеченные средства - кредиты банков. Кризис в банковской сфере привел к росту процентов по кредитам, повышению требований по дополнительному обеспечению кредитной массы, сложностям в предоставлении кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств.
Изменение общего объема происходит из-за уменьшения свободных средств предприятий и невозможности привлечения «долгих» кредитов. Объем инвестиций в основной капитал по всем источникам за 2009 год составит 16,6 млрд.руб. с уменьшением на 38%. Прогноз инвестиционных вложений на перспективу лишь с незначительным приростом на от 1% в 2010 году до 6% к 2012 году и достигнут суммы 21,4 млрд.руб. [3].
Основным нормативным правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность на территории Оренбургской области, является Закон Оренбургской области № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений». Данный законодательный акт определяет не только субъекты и объекты инвестиционной деятельности, но и определяет порядок государственного регулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области как отечественных, так и иностранных инвесторов.
В настоящее время на территории Оренбургской области активно функционируют дочерние компании транснациональных корпораций: «Бритиш Петроли-ум» (Великобритания), «Шнайдер электрик» (Франция), «Джон Дир» (США), «Хей-никен» (Нидерланды).
Крупнейшими иностранными инвесторами области являются: «Мерлони прожет-ти» (Италия), «SMS Демаг AG» (ФРГ), «Казмунайгаз» (Республика Казахстан), Глобал Петро Кемикал (Канада).
В региональном центре приоритеты инвестиционной политики направлены, прежде всего, на развитие жилищно-коммунальной сферы и улучшение экологической обстановки. В настоящее время в городе Оренбурге реализуются инвестиционные программы общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» и открытого акционерного общества «Оренбургская теплогенерирующая компания».
Целями инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» являются:
- обеспечение развития систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- стабилизация водоснабжения отдельных районов города;
- улучшение экологической ситуации в городе;
- повышение качества предоставляемых коммунальных услуг;
- снижение уровня потерь воды;
- снижение износа систем водоснабжения и водоотведения;
- модернизация и реконструкция существующих сетей водоснабжения и водоотведе-ния.
Общий объем финансирования инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» составляет 1 041,234 миллиона рублей [4].
Целью реализации инвестиционной программы открытого акционерного общества «Оренбургская теплогенерирующая компания» является обеспечение развития теплового хозяйства города в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, а также оптимизация существующей системы теплоснабжения для повышения надежности и качества, снижения себестоимости, а также улучшения экологической ситуации на территории муниципального образования.
В соответствии с целью реализации программы поставлены следующие задачи:
- увеличение надежности работы системы теплоснабжения;
- повышение эксплуатационной безопасности объектов теплового хозяйства;
- улучшение качества поставляемой тепловой энергии;
- снижение эксплуатационных издержек.
- обеспечение возможности подключения объектов нового строительства и реконструируемых мощностей;
- улучшение экологической обстановки [5].
Таким образом, к факторам инвестиционной привлекательности помимо степени открытости экономики региона и научно-производственного потенциала относится также внешнеэкономическая и торговая деятельность региона.
Формирование инвестиционной привлекательности предполагает, во-первых, определение степени текущей инвестиционной привлекательности, во-вторых, определение степени потребности в инвестировании, в-третьих, отбор приоритетных вариантов вложения инвестиций согласно определенным критериям (социальная значимость, инновацион-ность), в-четвертых, определение источников финансовых ресурсов и, наконец, в-пятых, применение мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территории региона [6]. Реализуемые инвестиционные проекты будут способствовать обновлению производственных и технологических процессов, освоению новых, перспективных направлений в выпуске продукции. Создание благоприятного инвестиционного климата - это одна из главных задач городских властей.
Привлечение инвестиций (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку) на практике способствует повышению благосостояния населения на территории региона, достижению финансовой самодостаточности, созданию новых рабочих мест, что является одной из основных задач программы антикризисных мер.
Библиографический список:
1. Закон Оренбургской области от 5 октября 2009 г. № 3119/712-IV-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 16 сентября 2009 г.).
2. Постановление Правительства Оренбургской области от 17 августа 2009 года № 440-п «О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2010 год и на период до 2012 года».
3. Постановление Главы города от 11 сентября 2009 г. № 6584-п «Прогноз социально-экономического развития города Оренбурга на 2010-2012 годы».
4. Решение Оренбургского городского Совета от 17 октября 2006 г. № 124 «Об утверждении «Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Оренбург» (с изменениями от 25 ноября 2008 г.).
5. Решение Оренбургского городского Совета от 10 сентября 2007 г. № 352 «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» по реконструкции и развитию теплового хозяйства города Оренбурга на 2007 - 2011 годы».
6. Вардомский Л. Инвестиционные риски и региональное развитие / Л. Вардомский. - М. : Эпикон, 1998.
7. Вардомский Л. Проблемы внешней открытости регионов в контексте развития российской экономики / Л. Вардомский // Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. - М. : Эпикон, 1999. ■