ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кукина Ольга Сергеевна
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ОГИМ

По философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание - теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Естествознание - система наук, изучающая различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности...».

Современная наука, как форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании, возникла в Европе в 15 - 17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука разделена на множество отраслей знания, различимых между собой.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины - физическая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. По своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственно решающие практические задачи.
Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику.

Наука, и в том числе естествознание, становится для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники - орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.

Знание возникает и развивается на основе практической деятельности человека и служит ей, поскольку создает прообраз возможных и необходимых человеку вещей, процессов. Поэтому знание должно быть, в конце концов, так или иначе практически реализовано. Но для этого оно должно приобрести соответствующую форму, стать идеей.

В философской литературе термин «идея» часто употребляется в широком значении как всякая мысль, всякое знание независимо от формы: понятие, суждение, теория и т.п. Однако существует и другое, более точное значение этого термина. Идея - это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности и в то же время нацеленная на практическую реализацию.
Следовательно, знание, чтобы быть реализованным, должно стать идеей, в которой слиты воедино три момента:

1) конкретное, целостное знание об объекте;
2) стремление к практической реализации, к материальному воплощению;
3) цель, проект действия субъекта, план изменения им объекта.

Такой характер носят идеи науки, на основе которых происходят перестройка производства, глубокие социальные изменения в обществе. Мы говорим об идеях завоевания человеком космического пространства, об идеях использования атомной энергии в народном хозяйстве и т.п.

Научное знание должно перейти в личное убеждение человека, которое создает решимость к действию, направленному на изменение существующей действительности.

Современную эпоху характеризуют как кризисную. Колоссальное развитие науки, образования, технологий в XX веке не только не смогли разрешить морально-нравственных проблем человека, но и поставили человечество на грань всепланетной катастрофы. Человечество не может с этим смириться и все больше задумывается об истоках кризиса и путях его разрешения.

Наука, а вслед за ней образование, претендуя на однозначную определенность, объективность, предельную полноту описания, оторвались от жизни с ее гибкостью, открытостью, свободной волей. В своем стремлении к идеалу полноты и точности естественные науки создали мощный аппарат моделирования завершенных теорий.

В настоящее время, по мере разочарования в идее по «кирпичикам» воссоздать сущность мироздания, осознания относительности знаний, стало приходить понимание необходимости иной методологии, новой парадигмы естествознания и образования в целом. Современная парадигма естествознания содержит ряд критериев, применение которых наукой и образованием могут способствовать разрешению кризиса. Первый критерий касается отношений между частью и целым. В классической парадигме считалось, что динамика целого может быть описана совокупностью её частей. Поэтому для понимания целого его делят на части, и эта процедура повторяется бесконечно, чтобы в какой-то момент прийти к фундаментальным «строительным кирпичикам».
Целостность картины мира в новой парадигме понимается как предварительный, приблизительный, эвристический этап, подлежащий преодолению на пути к полному знанию.
Стремясь к целостности, надо отказаться от полноты. Последнее очевидно в связи с непрерывным изменением мира. В новой парадигме процесс является первичной категорией, а любая структура есть проявление лежащего в её основе процесса. Квантовая механика, субатомная физика изменили представления о природе. Они требуют отказаться от корпускулярных представлений о материи. Доказано, что в процессе столкновения энергия двух частиц перераспределяется и образует новый паттерн, и если кинетическая энергия столкновения достаточно велика, то новый паттерн может включать дополнительные частицы, которых не было в исходных частицах.

Третий критерий новой парадигмы соответствует переходу от объективной науки к эпи-стеной. Согласно новой парадигме описание естественных явлений должно включать описание процесса познания - эпистемологию (от греч. «еpisteme» - знание, теория познания). Ученый вовлечен в мир, который он наблюдает, а принцип неопределенности В. Гейзенбер-га измеряет эту вовлеченность. На наиболее фундаментальном уровне принцип неопределенности - это мера единства и взаимосвязанности Вселенной.

Четвертый критерий основан на том, что на протяжении истории наука искала «фундамент», который постоянно строился и постоянно разрушался. Так было с «фундаментальными» уровнями механики Ньютона, их сменой «фундаментальными» уравнениями квантовой механики.

Пятый критерий состоит в принятии за основу не определенности и однозначности, а приблизительности описания любого явления. Новая парадигма признает, что все научные понятия и теории ограниченны и приблизительны. Наука никогда не обеспечивает полного и определенного понимания, а ученые всегда имеют дело с ограниченным и приблизительным описанием реальности.
Шестой критерий касается необходимости радикального изменения системы ценностей, на которые опираются наука и технологии, необходимости перехода от философии доминирования и контроля над природой к философии сотрудничества и ненасилия.

В соответствии с новой парадигмой преподавание не может быть изложением готовых истин. Поиски, сомнения, переживания должны сопровождать обучение, вовлекая в этот процесс участников. При этом книжные знания преподавателя должны дополняться личным опытом. Требуется заинтересованное участие аудитории в движении мысли. Педагогика должна сменить наблюдающее участие обучаемых на метод включенного наблюдения.

В соответствии с новой парадигмой научное творчество молодежи должно быть одухотворено, совершаться с четким пониманием того, что целью науки является не господство над природой, а поиск путей служения природе, умения человека встраиваться в космические законы для поддержания естественного природного порядка. Только восстановление главной цели науки как пути осознания единства человека и природы может обеспечить дальнейшую эволюцию человечества. Пришло время глубокого пересмотра принципов естественной философии, необходимости уделять первостепенное внимание не только требованиям человека, но и требованиям, которые Вселенная предъявляет человеку.


Библиографический список:
1. Андреев О. А. Тренируйте память / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. - М. : Просвещение, 1994. - 208 с.
2. Антоненко Н. В. Биоадекватный инструментарий ноосферного образования для устойчивого развития общества / Под ред. Н. В. Антоненко. - М. : Институт холодинами-ки, 2004. - 318 с.
3. Капра Ф. Дао физики / Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. - М. : Изд-ий дом «Гели-ос», 2002. - 352 с.
4. Менегетти А. Педагогика и политик / А. Менегетти; пер. с итал. - Пермь, 1994. - 56 с.
5. Пригожин И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс; пер. с англ. - Изд. 4-е стереотипное. - М. : Эдиториал УРСС, 2003. - 312 с.
6. Сильва Х. Управление разумом по методу Сильва / Пер. с англ., М. В. Драко. - 7-е изд. - Минск : ООО «Попурри», 2003. - 256 с. ■

 

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.