Елистратова Татьяна Александровна
преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ОГИМ
Действующая сегодня концепция развития системы российского образования настоятельно рекомендует педагогическим коллективам обратить внимание на так называемый компетентностный подход к организации образовательного процесса, требующий расстановки иных акцентов при создании образовательных программ. О компетентностном подходе говорят и пишут много, однако сходятся пока лишь в одном - это подход к образовательному процессу на базе компетенций¸ то есть ключевым звеном в проектировании образовательного процесса признается выражение результатов образования в форме компетенций [4].
Компетентностный подход приобретает в последние годы все большую популярность как в образовательной, так и в бизнес-среде.
Источником формирования такого подхода являются объективные требования современной «экономики знания», в которой более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовке в области информационных технологий и др.
Под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Так, например, компетенции менеджера могут включать в себя: системность мышления, умение анализировать ситуацию, навыки ведения переговоров и управления персоналом, знания в соответствующей области экономики и т.д.
Освоение определенного уровня компетенции рассматривается как способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями.
Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей. Уже сейчас ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Разработка и внедрение так называемых «профилей (или моделей) компетенций» (описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: высшим руководителям, линейным менеджерам, административному персоналу и др.) является неотъемлемой частью управления эффективностью многих многонациональных компаний.
В связи с этим множество вузов ведет активную работу по внедрению компетентност-ного подхода в свои образовательные процессы как в рамках формирования базового дизайна образовательных стандартов нового поколения, так и в рамках дизайна программ дополнительного профессионального образования.
В современном мире образование становится все менее отделимым от двух других базовых процессов вузовского существования: управления и исследования. Слияние трех этих процессов создает интегральную среду управления компетенциями высшей школы и, соответственно, новое качество образовательных, управленческих и исследовательских процессов.
Таким образом, компетентностный подход, оказывается применимым к формированию человеческого капитала высшей школы через программы повышения квалификации преподавателей, исследователей и сотрудников, требующих пересмотра методологических, организационно-психологических, педагогических основ проектирования инновационного образовательного процесса. В современных условиях необходима устойчивая компетентность преподавателя, готовность к профессиональной деятельности в условиях инновационной образовательной деятельности вуза, развиваемая им в процессе повышения квалификации и самообразования [2].
Сегодня переподготовка и повышение квалификации преподавателей осуществляется на основе общенаучных принципов и системы следующих специфических принципов [2]: - принципа динамичности, предусматривающего возможность изменения и дополнения образовательных программ; - принципа осознанной перспективы, требующего глубокого понимания и осознания как преподавателями-слушателями, так и преподавателями системы близких, средних и отдаленных перспектив обучения; - принципа разносторонности методического консультирования, предполагающего высокую степень заинтересованности от слушателей и компетентности от преподавателя системы.
Смысл повышения квалификации научно-педагогических кадров заключается не столько в насыщении преподавателей неким количеством информации, сколько в развитии у них таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, проектировать и моделировать свою деятельность.
Современная система повышения квалификации должна представлять собой гибкую, динамическую систему, адекватную требованиям конкретных образовательных учреждений и учитывающую сложившуюся профессиональную компетентность преподавателей. Программы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров должны опираться на современные достижения науки и техники, мировой и отечественный опыт, новые образовательные концепции, инновационные формы, методы, средства и технологии обучения, учитывать общие аспекты и особенности профессиографических моделей различных категорий преподавателей, определяющие основные требования к профессиональным и личностным качествам.
Библиографический список:
1. Старшинова Т. А. Интегративный подход как основа формирования компетентности / Т. А. Старшинова, В. Г. Иванова // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 154 - 156.
2. Кирсанов А. А. Методологические основы системы повышения квалификации преподавателей вузов / А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С. 83 - 86.
3. Адольф В. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 158 - 161.
4. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы : компетентностный подход / В. Медведев, Ю. Татур // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 46 - 56. ■