РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Бартенева Надежда Сергеевна
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ОГИМ

«Когда будешь излагать науку ... не забудь по каждым положениям приводить его практическое применение, чтобы твоя наука не была бесполезна» Леонардо да Винчи.
Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения.
Леонардо да Винчи

Изменения, происходящие в последние десятилетия в экономке России, предъявляют особые требования к профессионализму специалистов. Они связаны с быстро меняющимися условиями жизни, непрерывным совершенствованием процессов производства и управления, ведения бизнеса, применения информационных технологий. В настоящее время нельзя ограничиваться определенными объемами знаний по различным дисциплинам, так как практически любая возникающая проблема требует синтеза дисциплинарных знаний. Поэтому актуальной становится проблема эффективности существующей системы подготовки специалистов, особенно экономистов, менеджеров, финансистов. Российской экономике необходимо новое поколение специалистов, которые обладают знаниями, умениями и навыками эффективной деятельности в рыночных условиях, способны к быстрой адаптации и принятию оптимальных решений на основе системного мышления. Это влечет за собой необходимость разработки новых подходов к подготовке таких специалистов.

Опрос студентов, поступивших в вуз, позволяет отметить, что на первый курс экономических факультетов в основном приходят юноши и девушки, не имеющие представления о будущей специальности и со слабой мотивацией к учебной деятельности. Если учесть, что дисциплины общеобразовательного цикла, которые изучаются на первом курсе, фактически не имеют профессиональной направленности, а дают студентам лишь определенный набор знаний и фактов из различных отраслей науки, то происходит резкое снижение и без того низкого мотивационного фактора обучения. У студентов возникают трудности, связанные с тем, что переход от школьного образования к вузовскому происходит болезненно.

Потребность в новых знаниях возникает у студентов только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности. При обучении студентов в высшей профессиональной школе необходимы определенные стимулы, главными из которых является личный интерес, связанный с профессиональной необходимость. Придя в вуз, студенты желают получить информацию о прикладной направленности изучаемых дисциплин, то есть хотят сразу видеть профессиональную пользу от изучаемых дисциплин.

Все это требует построения процесса обучения на первом и втором курсах экономических специальностей, позволяющего создавать целевую ориентацию, связанную с главной целью обучения в вузе - подготовкой высококвалифицированного специалиста и направленную на осознание значимости и важности всех изучаемых дисциплин в процессе профессионального обучения и становления. Построенный таким образом процесс обучения в высшем учебном заведении будет являться для студентов важнейшим мотивационным фактором повышения эффективности обучения по всем изучаемым дисциплинам.

Преподаватели, работающие со студентами младших курсов, должны формировать у студентов потребность в овладении изучаемым материалом, демонстрировать практическую ценность предлагаемого материала, формировать средствами своего предмета профессиональную направленность, проводить целенаправленное моделирование будущей профессиональной деятельности. При таком подходе меняются взаимоотношения между студентами и преподавателями: они становятся коллегами, ищущими решения интересных профессиональных и творческих задач.
Хочется остановиться на математическом образовании студентов экономических специальностей.
В настоящее время очевидна полезность и необходимость математизации экономической науки и теории управления. Роль математики в экономических исследованиях зачастую и не всегда видна явно, в то время как она из вспомогательного средства превратилась в активный метод исследования экономической действительности. На определенных этапах экономических исследований математика становится единственным способом познания. Язык и методы математики оказались весьма продуктивными для развития экономической теории.

Курс математики в вузе должен быть личностно ориентированным и направленным на формирование общенаучных знаний, умений и навыков и на удовлетворение профессиональных требований студентов. Программа обучения математике на первом и втором курсах при изучении абстрактных математических понятий должна быть наполнена задачами с профессионально - ориентированным содержанием. Изучение каждого раздела математики можно начинать с постановки соответствующей экономической задачи, которую затем предстоит решить средствами полученного математического аппарата. Например, при знакомстве с первой темой линейной алгебры можно предложить студенту следующую задачу: определить выручку предприятия в каждом регионе, если задана матрица цены реализации единицы товара какого-то типа в каждом регионе и матрица количества реализованной продукции в этом регионе. Студенты, решив задачу, комментируют получившийся результат на языке экономической ситуации. Также в качестве примера можно привести задачу о межотраслевом балансе - модели В. Леонтьева. Знакомство студентов с простейшим видом модели межотраслевого баланса вызывает у студентов живой интерес в связи с тем, что, во-первых, они видят практическое применение имеющегося математического аппарата, абстрактные математические конструкции получают реальное воплощение. Во-вторых, создаются условия для устойчивого психического состояния в направлении удовлетворения профессионально-познавательных потребностей. При изучении раздела аналитической геометрии можно со студентами рассмотреть экономические задачи, в которых приходится сталкиваться с построением кривых на плоскости: кривые спроса и предложения. Для экономики представляет интерес условие равновесия, т.е. когда спрос равен предложению. Исследование поведения кривых спроса и предложения рассматривается при изучении темы «Приложение производной».

Изучая раздел «Математический анализ», студент должен понимать, что, например, производная функции в математике имеет не только геометрический смысл - угловой коэффициент касательной к графику функции, физический смысл - мгновенная скорость, но и, самое главное, экономический смысл - предельная полезность, предельная выручка, являясь основой маржинального анализа. Особую роль в формировании будущего специалиста имеет тема «Экономико-математические методы», рассматриваемая в разделе «Линейная алгебра». Хорошее знание и владение аппаратом экономико-математического моделирования является неотъемлемым требованием подготовки специалиста в области экономики и управления.

Очень важным также при изучении математике на первом и втором курсах являются самостоятельные попытки студентов наполнить конкретным экономическим содержанием абстрактные математические понятия, что свидетельствует о формировании творческого профессионально ориентированного мышления. Эффективность применения экономических задач при изучении различных тем дисциплины «Математика» состоит в том, что они способствуют развитию творческого менеджерского мышления и позволяют студентам в дальнейшем принимать оптимальные решения любой экономической, управленческой или жизненной ситуации. Методы математики не дают унифицированных рецептов. Они учат тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или иных экономических задач, добиваться успеха в деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

Студенты начинают понимать тот факт, что не всегда решение экономической задачи, которое подсказано собственной интуицией или которое лежит на поверхности, бывает правильным. В современной экономической деятельности нельзя работать на основе метода «проб и ошибок». В настоящее время часть предпринимателей, добившихся на рынке определенного успеха, стала задумываться над факторами, его предопределившими, а не списывать на счастливый случай. В этом случае в качестве способа анализа экономической деятельности наиболее эффективными оказываются средства дисциплин естественно-математического цикла.

Фундаментализация обучения студентов экономических специальностей является необходимым условием повышения профессиональной мобильности, формирования высококвалифицированных специалистов с теми качествами, которые желают видеть в них будущие работодатели, закладывает основы для непрерывного образования в течение всей жизни.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.