ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧАСТЬ 3

Следующий субъект ЖКХ - собственники жилищного фонда. В жилищном кодексе российской Федерации уже окончательно выделяются три группы жилищного фонда по формам собственности: государственный, муниципальный и частный жилищный фонд [7, ст. 19, п. 2]. Таким образом, перечень возможных собственников представлен:

- частными собственниками (физическими и юридическими лицами);
- государственными органами;
- муниципальными органами.

Жилищным кодексом российской Федерации определен перечень возможных способов управления жилищным фондом: «собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей компанией» [7, ст. 161, п. 2]. Обслуживание многоквартирных домов целесообразно производить комплексно. В связи с этим целесообразно привлечение специализированных управляющих организаций. на сегодня можно выделить следующие виды управляющих жилищным фондом компаний:

- муниципальное учреждение;
- муниципальное унитарное предприятие;
- частное предприятие;
- товарищество собственников жилья.

Жилищно-коммунальные производственные предприятия представлены субъектами различных форм собственности. для целей представляемой нами классификации к жилищно-коммунальным производственным предприятиям следует отнести предприятия, обслуживающие жилье и обеспечивающие комплекс необходимыми ресурсами. указанные предприятия подразделяют на 4-е сферы деятельности: жилищные услуги, коммунальное обслуживание, благоустройство и бытовое обслуживание.

Значимым субъектом городского хозяйства является транспортная сфера, обеспечивающая население массовыми пассажирскими перевозками. Основными субъектами отношений в транспортной сфере города выступают:

- органы управления транспортной сферой города, - транспортные предприятия,

- индивидуальные собственники транспортных средств,

- граждане - потребители транспортных услуг.

Центральным субъектом в представленных отношениях выступают органы управления. согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления в транспортной сфере обеспечивают [10]:

- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения (ст. 14). Транспортная система города состоит из двух основных частей: сфера личного автомобильного транспорта и сфера городского общественного транспорта.

Первый компонент представлен всей совокупностью личных автомобилей граждан и автомобилями различных организаций. данная сфера в меньшей степени контролируется органами городской власти, она подвержена косвенному регулированию. сфера городского общественного транспорта - совокупность автотранспортных предприятий и элементов транспортной инфраструктуры города, обеспечивающих массовые пассажирские перевозки. услуги городского общественного транспорта имеют достаточно высокую социальную значимость, поэтому частично или полностью этот вид услуг удовлетворяется муниципальными предприятиями автотранспортного хозяйства. управление данной сферой со стороны органов власти предполагает использование следующих инструментов:

- собственная экономическая деятельность органов власти через принадлежащие им транспортные предприятия, - финансовое регулирование массовых пассажирских перевозок через налоги и субсидии,теория и практика хоЗяйствования

- нормативно-правовое регулирование, в том числе установление предельного значения тарифа на услуги,

- информационно-методическая поддержка транспортных организаций. В мировой практике существуют две полярные модели обеспечения городского населения транспортными услугами: административная и рыночная. если в середине 20-го века явно доминировала первая, то в начале 21-го века - рыночная модель, предусматривающая достаточно большую свободу действий субъектов различных форм собственности на рынке перевозок. Выделяют две основные формы в рамках рыночной модели: заключение договоров на транспортное обслуживание (подряд) и либерализация рынка городского транспорта.

Строительство также охватывает собой большую сферу городского хозяйства. для городского хозяйства особую важность представляет гражданское строительство, особенно жилищное; большое внимание уделяется дорожному строительству. Особенностью данной сферы городского хозяйства является проектный характер деятельности, что обуславливает следующий состав субъектов:
- органы управления строительной деятельностью города, - инвестор, - заказчик, - застройщик, - подрядчик, - проектировщик.

Органы местного самоуправления в строительной сфере в соответствии со ст. 14 131 ФЗ обеспечивают [10]:

- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений,

Резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и др. (ст. 14). Органы управления строительной деятельностью на современном этапе осуществляют градорегулирование. Градорегули-рование - это «деятельность публичной власти по созданию правовых оснований и информационных условий для градостроительной деятельности и контролю за градостроительной деятельностью...» [14, с. 13]. Градорегулирование, таким образом, предполагает:

- деятельность по созданию правовых оснований и информационных условий для градостроительной деятельности, которая осуществляется органами власти и застройщиками (подготовку и принятие нормативно-правовых актов в сфере землепользования и застройки, подготовку и утверждение документов территориального планирования и др.); - контроль за градостроительной деятельностью, которая осуществляется органами власти и застройщиками (проверку и согласование документов градостроительного проектирования, обсуждение на публичных слушаниях проектов документов градостроительного проектирования: генеральных планов, правил землепользования и застройки и др.). инвестор в представленных отношениях - это лицо, осуществляющее вложение средств в объект строительства. инвестором может выступать как частное лицо, так и государственные и муниципальные структуры.

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.