Элементы системы городского хозяйства. В экономической литературе систему городского хозяйства рассматривают с разных позиций: по задачам органов местного самоуправления (л. Велихов), по субъектам и др. Одна из классификаций элементов системы городского хозяйства предложена в книге а. Г. Воронина «муниципальное хозяйствование и управление». По мнению автора, в городском хозяйстве можно выделить:
- муниципальные предприятия, поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования; - иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований; - органы местного самоуправления [4, с. 20]. Элементами этой классификации являются субъекты городского хозяйства, причем субъекты, создающие определенные блага или регулирующие этот процесс. «Ценность данной классификации, - по словам автора, - в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности»
В своей классификации элементов системы городского хозяйства мы исходим из того, что городское хозяйство является объектом инфраструктуры. Городское хозяйство призвано предоставлять определенный комплекс услуг, то есть является многофункциональной инфраструктурой. Элементы системы городского хозяйства представляют отдельные сферы социально-производственной инфраструктуры. Эти элементы соотносятся с задачами органов городской власти, то есть, отвечают за выполнение какой-либо значимой функции: - жилищно-коммунальное хозяйство; - городской транспорт; - сфера городского строительства; - здравоохранение; - образование;
- социальная защита населения; - сфера обеспечения безопасности. данные элементы относятся к инфраструктуре, потому что:
- город изначально создавался как специфическая среда, соответствующая определенному уровню развития производительных сил, то есть экономика потребовала такого инфраструктурного образования, где территориально совмещены различные хозяйствующие субъекты; - человек уже не представляет себя без современного набора социальных услуг, предлагаемых городом; - спецификой и сущностной чертой городского хозяйства является удовлетворение потребностей местного (городского) сообщества, иначе говоря, обслуживание локальных интересов. конечно, в городе располагаются и предприятия основного производства, но их отношение к городскому хозяйству является косвенным, так как данные предприятия являются потребителями услуг городской инфраструктуры, местом работы части населения города.
Охарактеризуем выделенные элементы системы городского хозяйства в городах российской Федерации.
жилищно-коммунальное хозяйство представляет наиболее крупный и значимый элемент городского хозяйства. жилищно-коммунальное хозяйство города как часть городского хозяйства имеет следующие особенности:
- локальный характер предоставляемых услуг, направленных на удовлетворение потребностей местного населения;
- необходимость в управляющем воздействии со стороны местных органов власти;
- сложность структуры;
- социальная значимость предоставляемых услуг. Основными субъектами жилищно-коммунальных отношений в городах рФ на современном этапе являются:
- органы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- собственники жилищного фонда;
- управляющие жилищным фондом организации;
- жилищно-коммунальные производственные предприятия;
- наниматели и арендаторы.
Первым и наиболее значимым субъектом являются органы управления жилищно-коммунальным хозяйством всех уровней: федеральные, региональные и местные. на федеральном уровне формируются принципы и направления реформы жилищной сферы, необходимые механизмы для функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства. на региональном уровне обозначенные государством направления адаптируются к условиям конкретного сообщества, проживающего на определенной территории. сферы компетенции каждого уровня власти определены в законодательных и нормативных актах. Так компетенции органов местного самоуправления отражены в ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ» [10]: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
; - организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством и др. (ст. 14). Органы местного самоуправления в жилищных отношениях выступают как в качестве крупного экономического субъекта (собственник муниципального имущества, управляющий ряда предприятий и учреждений в сфере жкХ), так и в качестве органа власти, наделенного законодательными и исполнительными функциями. В последнем случае органы власти представляют фактор целостности системы жилищно-коммунального хозяйства города.