УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ГОРОДСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Наталья Васильевна Вагапова
соискатель ГОУ ОГУ, инженер-программист
Регионального отдела информационного обеспечения
ГИБДД при УВД по Оренбургской области
Борис Александрович Портников
кандидат технических наук, профессор,
генеральный директор ФГУП «Оренбургские авиалинии»
Наиль Закиевич Султанов
доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой
систем автоматизации производства ГОУ ОГУ
Игорь Ильич Любимов
кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилей и безопасности движения ГОУ ОГУ

В данной статье авторами предлагается новый подход к управлению функциональными процессами городских пассажирских перевозок. Отличительной чертой данной публикации является то, что авторы рассматривают городские пассажирские перевозки как сложную социально-экономическую и производственную систему.
Ключевые слова: городские пассажирские перевозки, системный анализ, структурирование процессов.

Транспортный потенциал области и города Оренбурга включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Экономические показатели работы транспортного комплекса Оренбуржья за последние годы характеризуются динамичным ростом.
на рисунке 1 представлены основные статистические показатели функционирования городского пассажирского транспорта в городе Оренбурге [6].

В Оренбургской области создана маршрутная сеть, позволяющая обеспечить пассажирские автобусные перевозки в области, открыто более 470 пригородных, междугородных и более 200 городских и внутрипо-селковых маршрутов. Пассажирский автомобильный транспорт является отраслью, которая оказывает существенное влияние на социальную сферу.

С целью учета всех функциональных связей основных функциональных процессов (ФП), городские пассажирские перевозки (ГПП) рассматривается как открытая система с неопределенной внешней средой. данное обстоятельство требует решения задач по обеспечению устойчивости управления.

Согласно этой принятой концепции, принципиальную схему управления ГПП, типизируемых как социально-экономическая производственная система (сЭПО), характеризуется наличием как векторов-параметров начальных условий /x/, куда входят главные характеризующие параметры подсистемы, так и факторы, обусловленные случайными значениями результатов функционирования ГПП как системы, индивидуальными особенностями персонала (в том числе и руководящего) и их проявлением в различных условиях, в том числе и сбойных, непредвиденных ситуациях и решениях текущих неплановых задач.

Несомненно, что на оптимальную организационную структуру ФП, реализуемую при оптимизации основных функциональных процессов ГПП как системы, существенное влияние оказывает качество организационной структуры управления. разработанный классификатор качества организационной структуры управления приведен на рисунке 2.

Следовательно, цепочка «с т ру к-тура и размерность ФП» → «организационная система управления» тесно функционально взаимосвязана по концептуальной модели оптимизации организационной структуры и разработанной методологии [1]. данный подход позволил совместную реализуемость построения оптимальной организационной структуры управления ГПП как системы и выбора оптимального по структуре и размерности ФП как функциональной подсистемы. схема приведена на рисунке 3. В этом случае реализуется гипотетическая модель целенаправленной управленческой системы на ГПП. Последнее было доказано в работе [2] при анализе основных бизнес-процессов типового предприятия.

Обобщенная структурная схема решаемых задач при совершенствовании управления ГПП определяется реализацией модели структуры и размерности ФП.

рисунок 2 - классификатор качества организационной структуры управления

рисунок 3 - схема управления структурой и размерностью ФП, функционально связанной с организационной структурой управления
кроме того, по материалам численной реализации модели были разработаны, внедрены и опубликованы:

- модель взаимосвязи показателей эффективности автопредприятия со структурой его подвижного состава;
- модель функционирования автопредприятия;
- алгоритм выбора рациональной структуры подвижного состава автопредприятия;
- требования к структуре и размерности подвижного состава автопредприятия. данные разработки опубликованы в статье [3].

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.