РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Часть 2

Модель сформирована с учётом восьми фундаментальных принципов, на которых формируется повышение качества организации, а именно:
- ориентированность на конечный результат; - сосредоточенность на интересах потребителя; - лидерство руководства и постоянство
целей; - руководители организации должны обеспечивать ясность и единство целей внутри организации и во внешнем окружении; - управление на основе объективной информации о состоянии организации; - развитие персонала и его вовлеченность в дела организации; - развитие партнерства; - социальная ответственность перед
обществом. В основе предлагаемой модели (см. рисунок 2), которую для краткости назовем моделью рнсОк, лежит идея разделения всей процедуры независимой оценки на три основных блока:

1. ответственность заинтересованных сторон (включая вузы);
2. оценка образовательной деятельности образовательного учреждения;
3. оценка вспомогательных процессов образовательного учреждения.
В соответствии с рекомендациями европейской ассоциации Гарантии качества (ENQA) с целью обеспечения ясности и прозрачности процедур, методы и критерии независимой оценки качества должны быть разработаны с учётом мнения всех заинтересованных сторон (включая вузы). В связи с этим 1 блок модели рнсОк представляет собой процедуру согласованности заинтересованных сторон, а именно:

- целей и задач, методов;
- процедур оценки;
- разработки критериев;
- отбор экспертов.

В модели отдельно выделены показатели образовательных программ. Во второй блок модели рнсОк включены процедуры оценки образовательной деятельности вуза, которые являются основополагающими процессами:

- приём;
- реализация основной образовательной программы;
- дополнительное образование;
- воспитательная работа;
- востребованность выпускников.
Третий блок модели рнсОк - блок вспомогательных процессов затрагивает такие важные аспекты деятельности вуза, как качественный состав ППс, механизмы финансового обеспечения, потенциально важной для реализации ООП, библиотечное и информационное обеспечение, совершенство материально-технической базы, а также постоянное совершенствование и улучшение деятельности по социальной поддержке студентов.

В модели выделен отдельный критерий показателей, связанных с самооценкой высшего учебного заведения. При современном понимании менеджмента качества многие из показателей, входящих в другие блоки прямо или косвенно определяют наличие и эффективность внутри-вузовской системы управления качеством образования, определяемой блоком.
Таким образом, независимая система оценки качества образовательных учреждений на региональном уровне по представленной модели должна предоставить ответы на следующие вопросы:

1) что Оу пытается делать?
2) как Оу пытается это делать?
3) как Оу проверяет выполнение соот-
ветствующей деятельности?
4) как Оу изменяется с целью совершенствования?

Первый вопрос выявляет стратегические задачи Оу в свете его общей философии и амбиций. даже если это в значительной степени предопределяется российским законодательством, предлагается предоставить собственное понимание юридических полномочий своего Оу.

Второй вопрос обращает внимание на то, как Оу организован: какие типы образования и услуг он предоставляет, какие процессы в Оу нацелены на поддержание этой деятельности, какими ресурсами Оу располагает для обеспечения этих процессов и как все это соответствует выполнению стратегических планов Оу?

Третий вопрос определяет, какое внимание должно уделяться механизмам обратной связи, в особенности, механизмам обеспечения гарантии качества образования.
четвертый вопрос требует от Оу «замкнуть круг» от стратегических задач к обратной связи путем выяснения того, как получаемая в результате привлечения механизма обратной связи информация используется Оу для проведения важных изменений.

Таким образом, модель рнсОк требует не просто перечисления существующих в образовательном учреждении образовательных программ (основного, дополнительного, постакадемического и др. видов образования), но их постоянного анализа, оценки и реструктуризации с учетом потребностей рынка, результативности и эффективности распределения ресурсов. Внедрение модели рнсОк будет способствовать:

- обеспечению единого образовательного европейского пространства; - повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в конкретном образовательном учреждении (муниципальном районе, городе); - развитию академической мобильности документа об образовании и мобильности трудовых ресурсов; - созданию инструментов общественного участия в управлении образованием. Только независимая оценка и внешняя ответственность может дать стимул для самооценки и совершенствования управления качеством образовательного учреждения. Принципы социальной справедливости также требуют внешней оценки и ответственности.

Таким образом, внедрение модели рнсОк будет способствовать обеспечению единого образовательного европейского пространства; повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в конкретном образовательном учреждении (муниципальном районе, городе); развитию академической мобильности документа об образовании и мобильности трудовых ресурсов; созданию инструментов общественного участия в управлении образованием.

список литературы:
1. аккредитация образовательных учреждений : нормативные правовые документы. - м. : ТЦ сфера, 2005. - 80 с.
2. аттестация и аккредитация высших учебных заведений / Под ред. Ю. с. абрамова. - м., 1993. - с. 152.
3. Байденко В. и. компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). москва, 2005 г.
4. Всеобщее управление на основе качества / Ю. с. карабасов, а. и. кочетов, В. П. соловьев, л. а. дубовина : учеб. пособие. - м. : мисис, 2003. - 145 с.
5. ГОсТ р исО 9001-2001. системы менеджмента качества. Требования. - м. : изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
6. доступность высшего образования в россии // Отв. ред. с. В. Шишкин. независимый институт социальной политики. - м. , 2004. - 500 с.
7. Звонников, В. и. Проведение мониторинга качества образования : методические рекомендации / В. и. Звонников, н. Ф. ефремова, н. н. найденова, м. Б. челышкова. - м. : исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 64 с.
8. измерения в системе образования и управление качеством образования. региональная научно-практическая конференция. - Вологда, 2001. - 164 с.
9. институциональная оценка : стратегия качества (доклад кре) // (Вестник высшей школы). 1996.
10. кайнова, Э. Б. качество образования и способы его измерения / науч. ред. Ю. В. Шаро-нин. - м. : аПк и ППрО, 2006. - 120 с.
11. развитие региональной системы оценки качества образования. - м. : Эврика, 2006. - 32 с.
12. региональная система оценки качества образования : материалы регионального семинара-совещания / Вып. 1. - Вологда : иПП ОаО «Вологодская коммерческая компания», 2006. - 70 с.
13. северцев В. а., чащихин Б. д. аккредитация учебных заведений. Опыт сШа. - м. : изд-во мГаП «мир книги», 1993.
14. черникова Т. В. качество управления образовательным учреждением : Теория. методика. Технологии работы руководителя профильной школы : методическое пособие. - м. : аПк и ППрО, 2005. - 120

© 2024 Образовательный портал Оренбургской области.