Хозяйствах основных продуктов питания производится в достаточном для удовлетворения потребностей населения области количестве. Более того, некоторые продукты питания (зерно, молоко, яйца) местные сельхоз товаропроизводители могут продавать другим регионам.
Одним из индикаторов экономического развития выступают показатели внешнеторгового оборота. динамика внешнеторгового оборота Оренбургской области положительная: за период с 2000 по 2008 гг. его объем увеличился в 3,3 раза. сальдо торгового оборота в 2006-2008 гг. положительное и составило в 2008 г. 2 853,5 млн долл., в том числе со странами дальнего зарубежья - положительное (3 117,5 млн долл.), а со странами снГ - отрицательное (-264,0 млн долл.). В товарной структуре экспорта в 2008 г. 61,4% приходилось на минеральные продукты (что больше на 2,2% по сравнению с 2007 г.), 32,7% - металлы и изделия из них (что меньше на 1,8% по сравнению с 2007 г.); в структуре импорта 64,7% - минеральные продукты, по сравнению с 2007 г. их доля увеличилась на 43,0% [8].
Повышение эффективности экономики области подтверждается ростом показателя сальдированного финансового результата деятельности организаций, увеличение которого наблюдалось с 2004 по 2007 год. В 2006 г. он достиг 51 676,2 млн руб., в 2007 г. - 82 880,6. В 2008 г. под влиянием мирового финансового кризиса ситуация стала ухудшаться. Основную долю в формировании сальдированного финансового результата Оренбургской области занимают организации, добывающие полезные ископаемые, и обрабатывающих производств, снижение прибыли в которых повлияло на уменьшение этого показателя: в 2008 году его величина составила 73 685,4 млн рублей [8]. соотношение прибылей и убытков - показатель, косвенно оцениваемый как возможный инвестиционный ресурс.
В анализируемом периоде удельный вес убыточных организаций сократился с 37,4% в 2006 г. до 17,5% в 2008 г. наибольший удельный вес убыточных - это организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (38,6%), по добыче полезных ископаемых (28,1%, что в 2 раза больше, чем в 2007 г.), транспорта и связи (25,5%), обрабатывающих производств (25,2%), организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (22,4%) и оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (20,4, что почти в 2 раза больше, чем в 2007 г.) [8].
В территориальном разрезе по данным на 01.01.2008 г. значительно выше среднеобластного показателя доля убыточных организаций (в процентах от общего числа организаций): в Бугурусланском районе - 50,0, курманаевском - 40,0, Пономаревском - 83,3, Тоцком - 40,0, Тюльганском - 40,0, в городах соль-илецке - 50,0 и Ясном - 60,0 [2].
Доля прибыльных организаций на 01.12.2008 г. составила 77,4%, что на 2,9% больше, чем в январе-ноябре 2007 г. соотношение прибылей и убытков - показатель, косвенно оцениваемый как возможный инвестиционный ресурс - зафиксировано на отметке 75 679,6 млн руб. [6]. В анализируемом периоде отмечается положительная тенденция этого показателя (см. рисунок 3).
рисунок 3 - сальдированный финансовый результат деятельности организаций основных видов деятельности
Основные социально-экономические приоритеты, которыми определяется деятельность правительства Оренбургской области, не полностью соответствуют основным направлениям современного социально-экономического развития страны:
- институты - мобилизация всех источников бюджета;
- инфраструктура - оптимальное использование потенциала области; - инвестиции - создание условий для притока инвестиций; - инновации - стимулирование инновационной экономики. консолидированный бюджет области в анализируемом периоде исполнялся с профицитом: в 2006 г. - 215,2, в 2007 г. - 2 888,7, в 2008 г. - 248,3 млн руб. [8]. доля собственных доходов (налоговых и неналоговых) во всех доходах консолидированного бюджета составила в 2006 г. - 89,7%, в 2007 г. - 82,3% [6].
Расходы бюджета постоянно увеличивались: в 2006 г. они составили 35 797,5 млн руб., в 2007 г. - 49 905,3, в 2008 г. - 66 098,0 млн руб. Основными статьями расходов бюджета Оренбургской области стали в 2008 г.: образование (22,3%), национальная экономика (18,0%), здравоохранение, физическая культура и спорт (15,5%), жкХ (13,8%), социальная политика (10,9%). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 333,2 млн руб. сократились расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
В то же время увеличивается задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему области на 1 января 2009 г. составляла 8 948,3 млн. руб. (что на 444,3 млн. руб. больше, чем на 1 января 2008 г.), в том числе по федеральным налогам и сборам 8 061,8 млн. руб. (больше на 674,5 млн. руб.), региональным - 436,9 (меньше на 140,7 млн руб.), местным - 334,3 (меньше на 98,2 млн. руб.), со специальным налоговым режимом - 115,3 млн. руб (больше на 8,7 млн. руб.) [8].
Проблемой бюджета области является сильная зависимость от цен на нефть. Это содержит в себе большие риски при ухудшении экономической конъюнктуры и, как следствие, реализации социальных программ.
Область располагает 2 247 км железнодорожных путей, из них 1 655 км - общего пользования. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 13 159 км, или 96,2% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие в пятнадцати районах: Беляевском, Бузулукском, Гай-ском, кваркенском, красногвардейском, кувандыкском, курманаевском, новоорском, новосергиевском, сакмарском, саракташ-ском, северном, сорочинском, Ташлинском, Тюльганском.