Город Кувандык - город в России, административный центр Кувандыкского района Оренбургской области. Население по состоянию на конец 2011 года фактически составляет 28,1 тыс. чел., площадь - 42,06 км?. Город расположен на реке Сакмара, в 194 км от Оренбурга. Немало лет уже Кувандык - центр одного из самых крупных в области районов. Размеры его - б тыс. кв. километров. В районе 6 колхозов и 9 совхозов. За ними закреплено более полумиллиона гектаров земли. 24 октября 1983 года город Кувандык отнесен к категории городов областного подчинения. Глава города - Виктор Дмитриевич Пауков. Кувандычане - Герои Советского Союза: танкист, младший лейтенант Борис Гребенников, чье имя носит одна из улиц Кувандыка, летчики, командиры эскадрилий Василий Козенков и Николай Евсюков, командир пулеметного взвода Дмитрий Слащев, командир роты автоматчиков Михаил Губин, артиллерист Николай Ежов, участник штурма Берлина подполковник Павел Давыдов и младший лейтенант Иван Назаров. В городе 4 средних и 1 восьмилетняя школы, районный Дом культуры и 3 клуба, кинотеатр «Криолит», музыкальная школа, Дом пионеров, 2 стадиона, краеведческий музей.
Очень живописны окрестности Кувандыка, особенно к северу от города, по берегам р. Сакмары. Там имеются скалистые вершины с причудливыми очертаниями (остроконечная, конусообразная, круто обрывающаяся к воде и пр.). Здесь, на лесистой площадке между берегом реки и горами расположены корпуса дома отдыха «Сакмара». В конце XIX века на месте Кувандыка переселенцами из европейской части России и с Украины было основано село Покровка. Когда в 1915 году в селе появилась железнодорожная станция, которую, чтобы избежать дублирования названий станций, назвали «Кувандык», по имени местной речки Кувандычки. «Долина счастья» - так называют свой город жители Кувандыка. Говорят, что именно так звучит это название в переводе с башкирского.
Образование в городе Кувандык
В городе имеется ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений. Учреждений высшего профессионального образования в городе нет поэтому будущие студенты едут поступать в другие города.
Экономика города Кувандык
Основные промышленные предприятия города:
Южно-Уральский криолитовый завод
ОАО «Долина» - производство кузнечно-прессового и металлообрабатывающего оборудования, а также продукции для строительства, стройиндустрии, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.
ТВГ Оренбургский Пуховый Талисман - производство оренбургских пуховых платков, оренбургских паутинок, вязаных палантинов
ЮУКЗ и КЗМП - главные предприятия города. Но есть и другие - хлебоприемный пункт, железнодорожная станция, пуховязальное производство, маслозавод. В Кувандыке расположен совхоз «Победа».
Своим быстрым ростом Кувандык особенно обязан бурному развитию отечественной авиации. Её развитие немыслимо без увеличения производства алюминия, а алюминий невозможно выплавить без криолита - белого порошка, который получают из плавикового шпата на специальных заводах. Таких предприятий два в нашей стране. Одно из них - Южно-Уральский криолитовый завод находится в Кувандыке. Высококачественный криолит, который он выпускает, используется на многих алюминиевых заводах страны. И те, кто трудится в цехах и отделах этого передового предприятия, по законному праву считают, что многие самолеты в стране построены с их участием.
Ещё в предвоенные годы изыскатели выбрали в нескольких километрах от Кувандыка площадку для строительства криолитового завода. Началось сооружение первых цехов. Но в связи с войной строительство было законсервировано и возобновилось только в 1946 году.
6 ноября 1954 года, в канун празднования 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на сцену Дома культуры, где проходило торжественное заседание Кувандыкского городского Совета, поднялся человек в рабочей спецовке - старший сушильщик Южно-Уральского криолитового завода Саяф Каюмов: «В этот торжественный час, - сказал он, - разрешите вручить президиуму только что полученную первую продукцию нашего завода». Так начинался Южно-Уральский криолитовый. В наши дни коллектив завода за счёт модернизации оборудования и использования передовой технологии в два с лишним раза перекрыл проектную мощность. В самом разгаре реконструкция завода, расширяются производственные площади, обновляется оборудование. В 1976 году, когда реконструкция будет завершена полностью, мощность предприятия снова удвоится. А к 1954 году - утроится! Продукция Кувандыкского завода пользуется большим спросом на мировом рынке. Её покупают в Югославии, Польше и других странах.
[править] Кувандыкский завод механических прессов
В начале Великой Отечественной войны из Киева была эвакуирована в Кувандык артель «Красный штамповщик». Оборудование разместили в зданиях, оставшихся от лесосплавной организации. Днем и ночью рабочие и специалисты монтировали станки и штамповочные прессы. И уже через несколько дней после прибытия артель стала давать нужную для фронта продукцию. После войны рабочие так же быстро перешли на выпуск мирной продукции. К тому времени артель была преобразована в метизно-механический завод, а позднее в завод механических прессов.
Сегодня главная продукция завода - универсальные пресс-ножницы для резки металла самых разнообразных профилей. До полутора тысяч штук таких прессов даёт ежегодно Кувандык народному хозяйству страны. Не так просто найти в стране такой уголок, где не было бы пресс-ножниц с маркой «КЗМП». Большую партию оборудования, например, отправил завод на всемирно известные автогиганты в Тольятти и Набережных Челнах. Кувандыкская марка известна и далеко за рубежами Союза.
История города Кувандык
В конце XIX века двинулись на восток, в поисках земли обетованной, крестьяне из русских и украинских губерний, приехали и в долину уральской речки Кувандычки ходоки из далеких краев. По душе пришлись им присакмарские места. Купили землю и стали селиться по берегам озера. Село назвали Покровкой. В 1913 году тут было около трёх десятков домов.
Толчок развитию нового поселения дало строительство железной дороги Оренбург-Орск-Троицк. В 1915 году была построена железнодорожная станция, которую по имени села предполагалось назвать Покровкой. Но оказалось, что в перечне станций уже было и без того предостаточно Покровок. Тогда вспомнили о местной речке Кувандычке, и тогда-то на здании вокзала впервые появилось слово «Кувандык». С той поры так же стали называть и пристанционный посёлок, а затем и село Покровку.
Спустя два года, в 1917 году, было завершено сооружение Кувандыкского паровозного депо. На станцию пришёл первый товарно-пассажирский поезд. Железнодорожную линию довели тогда до станции Сара. Правда, регулярное движение поездов началось тут ещё не скоро.
В конце 1917 года власть в Оренбурге захватил казачий атаман А. Дутов. В феврале 1918 года в Кувандыке был создан волостной ревком. Его возглавили большевики Нестеров и Синягин. По призыву ревкома в посёлке сформировали отряд Красной гвардии из 67 человек, в основном железнодорожников. Командиром отряда избрали Николая Проскина. Чуть позже возник ещё один отряд. Ревком объединил их под руководством Алексея Дударева.
22 июня 1918 года белоказаки во главе с Дутовым напали на Кувандык со стороны Ильинки. 37 красногвардейцев и Дударев погибли. Похоронили их в братской могиле в южной части города, позднее останки перенесли в центр Кувандыка. В 1963 году был открыт памятник борцам за Советскую власть.
1 июля 1918 года на рассвете дутовцы совершили новый набег на Кувандык. 3 июля красногвардейскому отряду вместе с частями, отступившими от Оренбурга, пришлось оставить город и отойти к Орску.
В феврале 1919 года в Кувандык вступили бойцы 215-го полка 24-й Симбирской железной дивизии. Но весной, когда началось наступление Колчака, вновь пришлось отступить.
13 августа 1919 года началось наступление 1-й армии под командованием Г. В. Зиновьева. 28 августа Кувандык был окончательно освобожден от белых и стал советским.
15 января 1921 года, после восстановления и укладки новых путей, Орская ветка до станции Круторожино была официально принята в эксплуатацию и включена в состав Ташкентской железной дороги.
В связи с ремонтно-восстановительными и строительными работами на железной дороге снова возросло население Кувандыка. Такие приливы населения были и позже - в конце тридцатых годов в связи с созданием в Кувандыке лесосплавной конторы, а затем, когда здесь обосновались новые предприятия.
Часть леса, сплавляющегося по Сакмаре из Башкирии в Оренбург, задерживалась в Кувандыке, шла на распиловку и отправлялась отсюда в Орск и в села восточных волостей. На берегу Сакмары разместился лесосплавной участок. После локомотивного депо и станции это было самое крупное предприятие города.
24 августа 1953 года рабочий посёлок Кувандык был преобразован в город (при числе жителей в 23 тыс. человек).
В декабре 2000 года город Кувандык, объединённый с Кувандыкским районом, преобразован в муниципальное образование «город Кувандык и Кувандыкский район».
Герб города Кувандык - В лазоревом поле под серебряной вершиной, трижды вогнутой в виде холмов поверх положенной в правом нижнем углу чешуевидно изогнутой серебряной перевязи - золотой идущий и обернувшийся конь. Утвержден решением Совета депутатов от 24.12.2003 #250. |
Флаг города Кувандык - Прямоугольное голубое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры герба - вдоль верхнего края белую полосу сложной формы, образующую очертания горных вершин и на основной, голубой части изображение желтого коня, вступающего в белый поток. Обоснование символики: Авторская группа: Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район (#308/200-СД) от 30 апреля 2008 года. |